№22-220/2011



Судья Кропотова Т.Е. Дело № 22-220/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 02 марта 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: Леонтьева В.П.,

судей: Шелудяковой Е.Б. и Гильфанова Р.Р.,

с участием:

прокурора: Пахмутова О.Ю.,

потерпевшего: К.И.М.,

представителя потерпевшего: адвоката В.А.Ю., представившего удостоверение №... и ордер №...,

при секретаре: Токаревой А.С.,

рассмотрела в судебном заседании 02 марта 2011 года кассационную жалобу осужденной Кораблевой Н.А. на вынесенное в апелляционном порядке постановление Новоторъяльского районного суда Республики Марий Эл от 13 января 2011 года, которым приговор мирового судьи судебного участка №1 в Новоторъяльском районе РМЭ от 06 декабря 2010 года об осуждении

Кораблевой Н.А., ... года рождения, уроженки ..., имеющей образование, в браке , зарегистрированной по адресу: ..., проживающей по адресу: ..., ранее не судимой,

по ст.ст.130 ч.1, 130 ч.1 УК РФ, с применением ст.69 ч.2 УК РФ, к наказанию в виде штрафа в размере 3500 рублей, - оставлен без изменения, а апелляционная жалоба осужденной Кораблевой Н.А. – оставлена без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гильфанова Р.Р., а также выслушав мнение потерпевшего К.И.М., его представителя адвоката В.А.Ю. и прокурора Пахмутова О.Ю. - считавших приговор мирового судьи и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приговором мирового судьи судебного участка №1 в Новоторъяльском районе РМЭ от 06 декабря 2010 года Кораблева Н.А. осуждена:

- по ст.130 ч.1 УК РФ (по эпизоду от 27 сентября 2010 года около 21 часа 20 минут) к наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей,

- по ст.130 ч.1 УК РФ (по эпизоду от 27 сентября 2010 года около 22 часов) к наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

На основании ст.69 ч.2 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, Кораблевой Н.А. назначено окончательное наказание в виде штрафа в размере 3500 рублей.

Согласно приговору, Кораблева Н.А. 27 сентября 2010 года около 21 часа 20 минут, в квартире по адресу: ..., в ходе ссоры, на почве личных неприязненных отношений, умышленно оскорбила К.И.М., высказывая в его адрес нецензурные слова, то есть, совершила унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.

Она же, 27 сентября 2010 года около 22 часов, во дворе ..., оскорбила К.И.М., высказывая в его адрес нецензурные слова, то есть, совершила унижение его чести и достоинства, выраженное в неприличной форме.

14 декабря 2010 года осужденная Кораблева Н.А. в апелляционном порядке обжаловала данный приговор в Новоторъяльский районный суд РМЭ, указывая на свою невиновность в вышеуказанных преступлениях.

Постановлением Новоторъяльского районного суда РМЭ от 13 января 2011 года приговор в отношении Кораблевой Н.А. оставлен без изменения. Суд апелляционной инстанции указал, что выводы мирового судьи о виновности Кораблевой Н.А. в содеянном соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что действия осужденной квалифицированы верно, и что ей назначено справедливое наказание.

В судах первой и апелляционной инстанции Кораблева Н.А. вину в инкриминируемых деяниях не признала.

В кассационной жалобе осужденная Кораблева Н.А. выражает несогласие с состоявшимися в отношении нее приговором мирового судьи от 06 декабря 2010 года и постановлением Новоторъяльского районного суда РМЭ от 13 января 2011 года, заявляя, что они являются незаконными и несправедливыми. Утверждает, что инкриминируемые ей деяния - она не совершала. По ее мнению, показания свидетеля М.А.Н. относятся к эпизодам, по которым К.И.М. отказался от обвинения. Кораблева Н.А. предлагает оценить показания свидетеля С.Э.В. критически, поскольку, тот является другом потерпевшего, кроме того, приходится . Приведя показания С.Э.В., осужденная предполагает, что данный свидетель специально приехал к К.И.М., чтобы засвидетельствовать создавшуюся или надуманную кем-то ситуацию. Также осужденная предлагает отнестись критически и к показаниям В.А.В., полагая, что тот состоит с потерпевшим в дружеских отношениях, поскольку К.И.М. вызвал его не через дежурную часть, а непосредственно по мобильному телефону, при этом, на месте происшествия В.А.В. бездействовал и никаких мер по пресечению нарушений общественного порядка не предпринимал. Кроме того, она ссылается на показания свидетеля П.С.Н., и утверждает, что тот каких-либо оскорбительных слов не слышал. На основании всего изложенного, Кораблева Н.А. просит состоявшиеся в отношении нее приговор мирового судьи от 06 декабря 2010 года и постановление Новоторъяльского районного суда РМЭ от 13 января 2011 года – отменить, а уголовное дело в отношении нее – прекратить.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав потерпевшего, представителя потерпевшего и прокурора, судебная коллегия приходит к выводу, что на основании ст.ст.378 ч.1 п.4, 379 ч.1 п.3, 382 УПК РФ, в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанции уголовного закона, обжалуемые приговор мирового судьи судебного участка №1 в Новоторъяльском районе РМЭ от 06 декабря 2010 года и постановление Новоторъяльского районного суда РМЭ от 13 января 2011 года - подлежат изменению.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции о доказанности вины Кораблевой Н.А. в унижении чести и достоинства К.И.М. в неприличной форме, совершенном 27 сентября 2010 года около 21 час 20 минут и около 22 часов, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, и подтверждаются исследованными доказательствами.

Согласно показаниям потерпевшего К.И.М., 27 сентября 2010 года около 21 час 20 минут - в ..., а также 27 сентября 2010 года около 22 часов - во дворе ..., в ходе ссоры, Кораблева Н.А., высказывая в его адрес нецензурные слова, оскорбила его и морально унизила.

Показания потерпевшего были последовательными, непротиворечивыми, подтверждались другими доказательствами, в связи с чем судами первой и апелляционной инстанции они обоснованно учтены, как объективные.

Кроме показаний потерпевшего, вина Кораблевой Н.А. в содеянном установлена и иными исследованными доказательствами.

Так из показаний свидетеля М.А.Н. следует, что от К.И.М. ему стало известно, что Кораблева Н.А., высказывая нецензурные слова, оскорбила его (К.И.М.), в том числе, в присутствии работников милиции, когда он (К.И.М.) находился на балконе своей квартиры.

Таким образом, показания данного свидетеля косвенным образом подтверждают вышеприведенные показания потерпевшего К.И.М.

При этом, постановлением мирового судьи судебного участка №1 в Новоторъяльском районе РМЭ от 03 декабря 2010 года, в связи с частичным отказом частного обвинителя К.И.М. от обвинения, уголовное преследование Кораблевой Н.А. было прекращено лишь по ст.ст.116 ч.1, 130 ч.1 УК РФ (по эпизодам от 27 сентября 2010 года около 8 часов) и ст.116 ч.1 УК РФ (согласно содержанию постановления – по эпизоду от 27 сентября 2010 года около 21 часа 20 минут).

Вместе с тем, уголовное преследование Кораблевой Н.А. по ст.ст.130 ч.1, 130 ч.1 УК РФ, в части обвинения ее в оскорблении К.И.М. 27 сентября 2010 года около 21 час 20 минут - в ..., а также 27 сентября 2010 года около 22 часов - во дворе ..., не прекращалось.

Соответственно, в изложенной части доводы кассационной жалобы осужденной являются несостоятельными.

Согласно показаниям свидетеля С.Э.В., 27 сентября 2010 года примерно в 21 час он приехал к К.И.М. домой. Поднимаясь в квартиру последнего, на лестничной площадке он встретил П.С.Н. Впоследствии, подойдя к входной двери квартиры К.И.М., через дверь он (С.Э.В.) услышал, как Кораблева Н.А. в квартире оскорбляет К.И.М. нецензурными словами. Постояв некоторое время, он (С.Э.В.) оттуда ушел.

То обстоятельство, что С.Э.В. в вышеуказанное время приходил к квартире К.И.М., подтверждено показаниями свидетеля П.С.Н.

Кроме того, по показаниям свидетеля П.С.Н., 27 сентября 2010 года около 21 часа он тоже слышал, как в квартире К.И.М. происходит ссора между потерпевшим и Кораблевой Н.А., однако, какие именно слова при этом употреблялись - он не расслышал.

По показаниям свидетеля В.А.В., 27 сентября 2010 года около 22 часов он приезжал по вызову во двор ..., и стал очевидцем того, как Кораблева Н.А., находясь во дворе, высказывает в адрес К.И.М., стоявшего на балконе своей квартиры, оскорбительные нецензурные слова.

Каких-либо фактических данных, свидетельствующих о том, что С.Э.В., В.А.В. и П.С.Н. дали ложные показания, не установлено.

При этом, как видно из протоколов судебных заседаний, перед допросом данные свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем они дали соответствующую подписку.

При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно учли показания этих свидетелей в качестве объективных.

Таким образом, доводы кассационной жалобы осужденной в вышеуказанной части так же являются несостоятельными.

Оценив исследованные доказательства, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности вины Кораблевой Н.А. в оскорблении ею в неприличной форме К.И.М. 27 сентября 2010 года около 21 час 20 минут - в ..., а также 27 сентября 2010 года около 22 часов - во дворе ....

Вместе с тем, правильно установив, что действия Кораблевой Н.А. образуют состав преступления, предусмотренного ст.130 ч.1 УК РФ, – «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме», - суды первой и апелляционной инстанции ошибочно и немотивированно квалифицировали содеянное Кораблевой Н.А. как два отдельных эпизода преступления.

Между тем, как видно из исследованных доказательств, оскорбления в неприличной форме Кораблева Н.А. высказывала в отношении одного и того же потерпевшего, в рамках одной и той же продолжавшейся ссоры, в один и тот же день, практически, в течение короткого промежутка времени.

При этом, в апелляционном постановлении от 13 января 2011 года, Новоторъяльский суд РМЭ, фактически, признал изложенное, указав, что показаниями свидетелей подтверждаются доводы потерпевшего о том, что 27 сентября 2010 года в период времени с 21 до 22 часов Кораблева Н.А. высказывала в адрес К.И.М. нецензурные слова как в его квартире, так и во дворе дома.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные действия Кораблевой Н.А. представляли собой одно продолжаемое преступление, и подлежали квалификации как один единый эпизод преступления, предусмотренного ст.130 ч.1 УК РФ. Квалификация ее действий как два отдельных эпизода преступлений – была излишней.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что действия Кораблевой Н.А. следует квалифицировать не двумя составами преступлений, предусмотренных ст.130 ч.1 УК РФ, как оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

При назначении наказания в отношении Кораблевой Н.А. судом правильно учтены характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновной, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Вместе с тем, суды первой и апелляционной инстанции ошибочно пришли к выводу об отсутствии в отношении Кораблевой Н.А. смягчающего наказание обстоятельства.

Между тем, как следует из материалов дела, у Кораблевой Н.А. , и данное обстоятельство, в соответствии с требованиями ст.61 ч.1 п. «г» УК РФ, подлежало обязательному признанию в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

На основании указанного, судебная коллегия признаёт в отношении Кораблевой Н.А. в качестве смягчающего наказание обстоятельства .

В связи с изложенным, назначенное осужденной наказание подлежит смягчению.

Поскольку совокупность преступлений в действиях Кораблевой Н.А. отсутствует, из приговора от 06 декабря 2010 года и постановления суда апелляционной инстанции от 13 января 2011 года судебная коллегия исключает указание о назначении ей наказания с применением ст.69 ч.2 УК РФ.

В остальной части оснований для изменения вышеуказанных судебных решений, а также оснований для их отмены, судебная коллегия не усматривает, в связи с чем кассационная жалоба осужденной подлежит оставлению без удовлетворения.

Нарушений уголовно-процессуальных норм судами первой и апелляционной инстанции не допущено.

С учетом всего изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 379 ч.1 п.3, 382, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор мирового судьи судебного участка №1 в Новоторъяльском районе РМЭ от 06 декабря 2010 года и постановление Новоторъяльского районного суда РМЭ от 13 января 2011 года в отношении Кораблевой Н.А. – изменить:

- квалифицировать действия Кораблевой Н.А. по ст.130 ч.1 УК РФ, как единое продолжаемое преступление;

- назначить Кораблевой Н.А. по ст.130 ч.1 УК РФ наказание в виде штрафа в размере 2500 (двух тысяч пятисот) рублей.

В остальной части вышеуказанные приговор мирового судьи и постановление суда апелляционной инстанции – оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденной Кораблевой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Леонтьев В.П.,

судьи: Шелудякова Е.Б., Гильфанов Р.Р.

Копия верна.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл Гильфанов Р.Р.