Судья Макматов А.Л. дело № 33-1453 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 7 октября 2010 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего: Братухина В.В., судей: Кожиновой Г.В. и Соснина А.Е., при секретаре Конышеве К.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Русинова Б.Ф. на решение Куженерского районного суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2010 года, которым: оставлено без удовлетворения заявление Русинова Б.Ф. об отмене отказа в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва по Иштымбальскому одномандатному избирательному округу №8, выдвинутого в порядке самовыдвижения, восстановлении срока на подачу дополнений в документы, поданные для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Русинов Б.Ф. обратился в Куженерский районный суд с заявлением к избирательной комиссии муниципального образования «Куженерский муниципальный район» об отмене отказа в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва по Иштымбальскому одномандатному избирательному округу №8, выдвинутого в порядке самовыдвижения, восстановлении срока на подачу дополнений в документы, поданные для выдвижения и регистрации в качестве кандидата в депутаты. В обоснование требований заявитель сослался на то, что 20 августа 2010 г. им в избирательную комиссию были представлены необходимые документы о выдвижении кандидатом в депутаты Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва по Иштымбальскому одномандатному избирательному округу №8 на выборах, которые должны состояться 10 октября 2010 г. Однако 8 сентября 2010 г. им было получено постановление вышеуказанной избирательной комиссии от 2 сентября 2010 г. об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты. Данное решение считает незаконным, поскольку он не был предупрежден избирательной комиссией о предоставлении дополнительной документации. Комиссией был нарушен установленный законом срок принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты. Судом принято вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Русинов Б.Ф. просит решение отменить, указав, что избирательной комиссией не были соблюдены установленные законом сроки рассмотрения вопроса об отказе в регистрации кандидата в депутаты. Суд не исследовал законность постановления №2/3 от 10 июля 2009 г. «О перечне документов, представляемых кандидатами и избирательными объединениями в избирательную комиссию муниципального образования при проведении выборов депутатов Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва.» Судом не дана надлежащая оценка показаниям допрошенных свидетелей, не учтены различия между самовыдвижением кандидатов в депутаты и выдвижением их избирательными объединениями, а также предусмотренные законом основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты. В возражениях на кассационную жалобу избирательная комиссия муниципального образования «Куженерский муниципальный район» приводит доводы в пользу решения суда, просит жалобу оставить без удовлетворения. Заслушав объяснения Русинова Б.Ф., просившего решение суда отменить, председателя и представителя избирательной комиссии муниципального образования «Куженерский муниципальный район» Михеевой Н.В. и Яндулова А.Л., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Полозовой Т.В. полагавшей решении оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит. Доводы кассационной жалобы Русинова Б.Ф. о необоснованности решения, отсутствии полного и всестороннего исследования судом обстоятельств, относящихся к отказу в регистрации его кандидатом в депутаты, нарушении судом норм материального и процессуального права нельзя признать состоятельными. Они не подтверждаются материалами дела. Вывод суда об отказе в удовлетворении требований заявителя основан на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, содержащихся в объяснениях сторон, показаниях свидетелей Б.Э.В., П.А.А., М.Ю.В.,К.Е.А., Ш.Ж.А., письменных доказательствах, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами избирательного законодательства РФ и Республики Марий Эл, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом также не допущено. Выборы депутатов Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва назначены на 10 октября 2010 г. Согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования «Куженерский муниципальный район» от 2 сентября 2010 г. № 28/51 Русинову Б.Ф. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Куженерского муниципального района пятого созыва по Иштымбальскому одномандатному избирательному округу №8 на основании ст. 24, п.п. «в» п. 31 ст. 40 Закона Республики Марий Эл «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл». В соответствии со ст. 24 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2008 № 70-З «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл» (далее закон Республики Марий Эл) окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования по соответствующему избирательному округу и их доверенных лиц (п.п. «в» п. 1 статьи). В положениях п.п. «в» п. 31 ст. 40 закона Республики Марий Эл установлено, что в соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Такое же основание для отказа в регистрации кандидата в депутаты закреплено в п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон). Избирательной комиссией указывается на отсутствие у Русинова Б.Ф. следующих документов: заявления, уведомляющего комиссию о решении кандидата не осуществлять сбор подписей избирателей (нарушение требований п. 17 ст. 38 Федерального закона, п. 26 ст. 40 закона Республики Марий Эл); сведений об изменениях в ранее представленные сведения о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях (нарушение п.п. «г» п. 4 ст. 40 закона Республики Марий Эл); уведомления об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо заявления, уведомляющего комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд (нарушение п. 1 ст. 59 закона Республики Марий Эл). Русинов Б.Ф. утверждает, что избирательная комиссия в нарушение требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона (п. 2 ст. 40 закона Республики Марий Эл) не известила его о наличии недостатков в поданных документах. Данный довод был проверен судом первой инстанции и обоснованно был отклонен, поскольку указанная норма регулирует порядок уведомления кандидата о неполноте сведений в ранее представленных документах или несоблюдении требований к оформлению этих документов, а не о непредоставлении кандидатом всех необходимых документов. Также заявитель утверждает об отсутствии необходимости в предоставлении им вышеуказанных документов, поскольку он выдвигается кандидатом в депутаты органа местного самоуправления в порядке самовыдвижения (ст. 34 Федерального закона, ст. 34 закона Республики Марий Эл). Согласно п. 1 ст. 34 закона Республики Марий Эл самовыдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии (при ее отсутствии - избирательной комиссии муниципального образования), которая осуществляет регистрацию кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов за исключением случая, предусмотренного п. 26 ст. 40 настоящего Закона. В соответствии с указанным пунктом при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более пяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться. В этом случае регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в течение семи дней со дня представления документов, предусмотренных статьями 33 и 38 настоящего Закона. По смыслу изложенных выше норм кандидат должен принять решение собирать подписи избирателей в поддержку или нет, о чем избирательная комиссия должна быть поставлена в известность. Между тем, из объяснений Русинова Б.Ф. и представителей избирательной комиссии следует, что о принятии решения о регистрации кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения без сбора подписей избирателей заявитель комиссию не проинформировал. Судебная коллегия также отмечает, что если Русинов Б.Ф. полагал нарушенным установленный законом срок его регистрации кандидатом в депутаты, то он вправе был обратиться в суд с заявлением об оспаривании бездействия избирательной комиссии. Правильно признаны судом в качестве самостоятельных оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты органа местного самоуправления непредоставление Русиновым Б.Ф. в избирательную комиссию сведений об изменениях в ранее представленные сведения о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, а также уведомления об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо заявления, уведомляющего комиссию о решении кандидата не создавать избирательный фонд. Обязанность по предоставлению кандидатом указанных документов вытекает из положений п.п. «г» п. 4 ст. 40 закона Республики Марий Эл, согласно которому для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидата на должность главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы - сведения об изменениях в ранее представленные в соответствии с пунктами 2 и 4 ст. 33 настоящего Закона сведения о кандидате, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях. При этом по смыслу п. 1 ст. 32, пунктов 1 и 2 ст. 33 закона Республики Марий Эл предоставление кандидатом в депутаты документов, предусмотренных п. 2 ст. 33 данного закона является обязательным для всех кандидатов, независимо от способа выдвижения. Пунктом 1 ст. 58 Федерального закона предусмотрено, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Такие же положения содержатся в п. 1 ст. 59 закона Республики Марий Эл. В ходе рассмотрения дела и в кассационной жалобе Русинов Б.Ф. утверждал, что создание избирательного фонда ему не нужно. Однако в нарушение изложенных выше требований закона избирательную комиссию об указанных обстоятельствах он не известил. Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд не дал оценку утвержденному избирательной комиссией муниципального образования «Куженерский муниципальный район» Перечню и формах документов, предоставляемых кандидатами и избирательными объединениями в избирательную комиссию подлежат отклонению, поскольку отказ в регистрации кандидата в депутаты Русинова Б.Ф. основан на положениях вышеуказанных Федерального закона и закона Республики Марий Эл, а не в связи нарушением им каких-либо требований данного Перечня. Являются несостоятельными ссылки кассатора на то, что, по его мнению, избирательная комиссия проводила регистрацию других кандидатов в депутаты с нарушением закона. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В силу указанного требования закона правоприменительная практика органов государственной власти и местного самоуправления не может быть положена в основание для принятия судебного постановления. Возможность восстановления в судебном порядке срока для подачи в избирательную комиссию дополнительных документов для регистрации кандидата в депутаты избирательным законодательством не предусмотрена. В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на неё. Оснований для отмены решения не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Куженерского районного суда Республики Марий Эл от 21 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Русинова Б.Ф. – без удовлетворения. Председательствующий Братухин В.В. Судьи Кожинова Г.В. Соснин А.Е.