№33-1845/2010



Cудья Сибатров О.А.                                                     дело № 33 - 1845                      

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                                 28 декабря 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе

председательствующего Семенова П.В.

судей Попова Г.В. и Тойшевой С.И.

при секретаре Смирновой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО «Горномарийский муниципальный район» на решение Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от 20 октября 2010 года, которым по иску Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворен признано незаконным бездействие администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках категории земель лесного фонда под кадастровыми номерами: ...; на администрацию муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» возложена обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, расположенных на указанных земельных участках, обязанность принять следующие меры: в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды осуществить противопожарное обустройство указанных лесов; обеспечить создание и содержание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; осуществить мониторинг пожарной опасности в указанных лесах; разработать план тушения лесных пожаров.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республик Марий Эл Тойшевой С.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Горномарийский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах. Требования обосновал тем, что Гономарийской межрайонного прокуратурой с привлечением специалистов Отдела государственного пожарного надзора Горномарийского района и Министерства лесного хозяйства РМЭ проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах на землях Горномарийского муниципального района, расположенных вблизи ..., общей площадью ... га (земельные участки под кадастровыми номерами: ...). В результате проверки были обнаружены нарушения п.п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ. По результатам проверки ... в адрес главы администрации Горномарийского муниципального района направлено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах. ... вышеуказанное представление рассмотрено администрацией Горномарийского района, требования прокуратуры были признаны обоснованными, однако выявленные нарушения не устранены в связи с отсутствием необходимых средств.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация Горномарийского муниципального района просит отменить решение суда и прекратить производство по делу ссылаясь на то, что в соответствии с действующим лесным законодательством лесные участки в составе земель лесного фонда не могут быть зарегистрированы в муниципальную собственность. Право собственности у муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» возникло на спорные земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, до их перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда. Перевод в категорию земель лесного фонда осуществлен распоряжением Правительства РМЭ от 25 декабря 2009 года № 771-р «О порядке перевода земельных участков из одной категории в другую». В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. В связи с чем органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по распоряжению участками лесного фонда, расположенными в пределах муниципальных образований.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., просившей в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и в удовлетворении заявления прокурора отказать по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

         В соответствии с п.п. 4, 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Они осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что указанные прокурором леса находятся в составе лесного фонда на земельных участках, принадлежащих муниципальному району на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации этих участков, и в силу вышеуказанных норм закона обязанность по осуществлению противопожарных мероприятий лежит на ответчике.

Однако этот вывод противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

         В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом лесные участки в составе лесного фонда в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.

Исходя из этого, указанные прокурором земельные участки не могли быть зарегистрированы как земли лесного фонда в собственность муниципального образования «Горномарийский муниципальный район». Ошибочная регистрация их в качестве земель лесного фонда муниципального образования ( такая категория земель действующим законодательством не предусмотрена) не может влечь каких-либо правовых последствий для муниципального образования.

Как указано в ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Из материалов дела следует, что спорные земельные участки относились к категории земель сельскохозяйственного назначения и распоряжением Правительства Республики Марий Эл изменен вид их разрешенного использования « для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения лесного хозяйства» и они переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда. Это свидетельствует о том, что они переданы в федеральную собственность. Согласие на это выразило Собрание депутатов Горномарийского муниципального района своим решением от 13 октября 2010 г. передавшие эти земли в федеральную собственность.

Однако в силу п.3 ст. 5 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Суду не было представлено доказательств, что спорные земельные участки на землях категории сельскохозяйственного назначения прошли указанное переоформление, то есть они в силу закона не являются лесным фондом, как это утверждает прокурор. Отсутствуют и надлежащие доказательства и суду они также не были представлены, что спорные участки земли являются сформированными в установленном законом порядке лесными участками на землях иной категории, в данном случае на землях сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии у муниципального образования обязанность по проведению противопожарных мероприятий применительно к их проведению в лесах являются необоснованными и не соответствующими закону.

Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение подлежит отмене, и, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, не требуется установления новых обстоятельств, то следует вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора.

Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от 20 октября 2010 года отменить.

Постановить новое решение, которым Горномарийскому межрайонному прокурору Республики Марий Эл отказать в удовлетворении искового заявления к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании незаконным бездействий и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках категории земель лесного фонда.

Председательствующий                                      Семенов П.В.                                                

               

Судьи                                                                     Попов Г.В.

                                                                               Тойшева С.И.