Судья Бахтина Е.Б. дело № 33-153 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 3 февраля 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Тойшевой С.И., судей Попова Г.В. и Путиловой О.Н. при секретаре Смирновой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Потаева А.А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2010 г., которым прокурору г. Йошкар-Олы в интересах Потаева А.А. отказано в удовлетворении иска к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о предоставлении жилого помещения вне очереди. Заслушав доклад председательствующего Тойшевой С.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Потаев А.А., после смерти матери в ..., проживал и воспитывался опекуном - своей бабушкой С. в .... Отца Потаев А.А. не имеет. Жилое помещение за ним не закреплялось, в списке детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту рождения ... и по месту жительства опекуна ... он не был включен. В настоящее время Потаев А.А. обратился в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении вне очереди жилой площади на основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку он являлся сиротой и после окончания техникума не был обеспечен жилой площадью. Письмом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ему отказано в предоставлении жилой площади. Прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд с иском в интересах Потаева А.А. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения площадью не ниже социальных норм по тому основанию, что Потаев А.А. относится к категории детей – сирот, воспитывался опекуном, после окончания учебного заведения не был обеспечен жилой площадью. В судебном заседании истец и прокурор настаивали на заявленных требованиях. Представитель администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», представитель заинтересованного лица Министерства финансов РМЭ с заявленными требованиями не согласились, указывая на то, что истец в настоящее время достиг возраста ... лет, на жилищном учете по категории "дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей" по месту рождения и месту жительства опекуна не состоял и не состоит. В связи с этим и вышеуказанными обстоятельствами он утратил статус лица из числа детей-сирот, а соответственно, и право на обеспечение жилым помещением. Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Потаев А.А. В обоснование жалобы приведены обстоятельства исковых требований, указывается, что ему факт отсутствия его на соответствующем учете лиц из категории детей сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не освобождает ответчика от предоставления ему квартиры. Достижение лицом 23 летнего возраста не может служить основанием для лишения гарантированного законом права на получение вне очереди жилого помещения, и его исковые требования подлежат удовлетворению. Министерством финансов Республики Марий Эл представлены возражения на кассационную жалобу. Выслушав объяснения Потаева А.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя администрации ГО «Город Йошкар-Ола» Гусева А.М., представителя Министерства финансов РМЭ Ковиной Н.В., просивших в удовлетворении жалобы отказать, мнение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения по следующим основаниям. Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств - пояснениям сторон, письменным доказательствам судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено. В соответствии со п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Аналогичная норма содержалась и в п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в соответствии с которой, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При разрешении заявленных требований судом установлено, что Потаев А.А. после смерти матери и в связи с отсутствием отца остался под опекой бабушки и проживал в .... Согласно сведениям, имеющимся в деле, жилье за ним не закреплялось, на учете лиц, имеющих право на предоставление жилья в соответствии с вышеуказанной нормой закона он не состоял и не состоит. В настоящее время истец достиг возраста ... лет. Анализ правовых норм, регулирующих вопросы предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и лицам, оставшимся без попечения родителей, фактических обстоятельств дела, установленных судом, а также собранных по делу доказательств, позволил ему сделать правильный и обоснованный вывод о том, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (либо ранее до 1.03.2005 года в порядке п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР) необходимо наличие нескольких условий, главным и определяющим из которых является наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа (ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года). Вместе с тем, как правильно указал в решении суд, истцом указанный статус ребенка-сироты был утрачен, поскольку он обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет по предоставлению жилья после достижения им возраста 23 лет, в то время как статус лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется за ним до 23 лет. Каких-либо доказательств того, что он обращался в установленном законом порядке за предоставлением жилого помещения до достижения возраста 23 лет, в деле не имеется. Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и отмену оспариваемого судебного постановления не влекут, поскольку они основаны на неверном толковании им норм действующего законодательства, регулирующих вопросы предоставления жилья детям-сиротам. Иных доводов, влекущих необходимость отмены решения суда, кассационная жалоба не содержит. Руководствуясь ст. 193, 361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Потаева А.А.- без удовлетворения. Председательствующий Тойшева С.И. судьи Попов Г.В. Путилова О.Н.