33-262/2011



Cудья Александрова Р.Е. Дело № 33-262                                                

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола      22 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Братухина В.В.,

судей Соснина А.Е., Волковой О.В.,

при секретаре Конышеве К.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Хлебовой Л.А. на решение Новоторъяльского районного суда Республики Марий Эл от 24 января 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Хлебовой Л.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл о зачете в стаж периода работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в должности медицинской сестры здравпункта совхоза « » Новоторъяльского района.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Волковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хлебова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Новоторъяльском районе Республики Марий Эл (далее ГУ УПФ) о признании незаконным решения ГУ УПФ от 22 апреля 2010 года в части невключения в стаж ее лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы с 1 октября 1993 года по 31 октября 2000 года в должности медсестры здравпункта совхоза « », в льготном исчислении с коэффициентом 1,3, о признании права на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, возложении обязанности назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с 5 апреля 2010 года.

Свои требования мотивировала тем, что 5 апреля 2010 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. В назначении досрочной трудовой пенсии было отказано в связи с отсутствием стажа в связи с лечебной деятельностью в учреждениях здравоохранения, из указанного стажа полагает незаконно исключен период работы с 1 октября 1993 года по 31 октября 2000 года в должности медсестры здравпункта совхоза « ».

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Хлебова Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Выслушав объяснения Хлебовой Л.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ УПФ Морозовой Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 362Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отказывая Хлебовой Л.А. в удовлетворении требования о включении в лечебный стаж периода работы в должности медицинской сестры с 1 октября 1993 года по 31 октября 2000 года, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение, в котором работала истица в указанный период, не отнесено Списком к учреждениям здравоохранения.

Оснований для признания такого вывода неправильным судебная коллегия не находит.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно приложению к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет) предусмотрена должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «здравпункт».

Это постановление действовало на территории Российской Федерации до 1 октября 1993 года, в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой» Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» на территории Российской Федерации не применяется.

До принятия Постановления от 22 сентября 1993 года N 953 было принято Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет». Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденный данным Постановлением, предусматривал, что право на досрочную пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Перечень лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений содержался в Номенклатуре.

Как следует из постановлений Правительства N 464 от 6 сентября 1991 года, N 1066 от 22 сентября 1999 года, N 781 от 29 октября 2002 года действовавших в период работы истицы в должности медсестры здравпункта совхоза « », здравпункты совхозов не были отнесены ни Списком учреждений, ни Номенклатурой к учреждениям здравоохранения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно сослался на приведенные выше Постановления Правительства, поскольку эти нормативные акты действовали в спорный период работы истицы.

Суд, исследуя доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно пришел к выводу, что в оспариваемый период с 1 октября 1993 года по 31 октября 2000 года истица работала в должности медсестры в здравпункте совхоза, но здравпункты совхозов не поименованы Списками, дающими право на назначение требуемой пенсии, поскольку не являются лечебным учреждением. Так, должность медицинской сестры, которую истица занимала в оспариваемый период, относилась к штату совхоза, а не к штату лечебного учреждения, заработную плату истица так же получала в совхозе, а не лечебном учреждении, то есть фактически истица работала в совхозе, а не в лечебном учреждении.

Ссылка истца на тождественность функциональных обязанностей медицинской сестры здравпункта совхоза и медицинского учреждения, не состоятельна. Установление объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида профиля деятельности соответствующего учреждения, и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного толкования.

Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии ее стаж лечебной деятельности составил лишь 21 год 8 месяцев 23 дня, судом обоснованно отказано в иске о назначении пенсии со дня обращения истица за нею в пенсионный орган.

В связи с изложенным оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоторъяльского районного суда Республики Марий Эл от 24 января 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хлебовой Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Братухин

Судьи А.Е. Соснин

О.В. Волкова

Копия верна.

Судья Верховного Суда

Республики Марий Эл О.В. Волкова