33-509/2011



Судья Киреева И.Г. Дело № 33-509/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                            31 марта 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе

председательствующего Тойшевой С.И.,

судей Кожиновой Г.В., А.Е. Соснина

при секретаре Смирновой А. Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Зверевой ...10 на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 февраля 2011 года, которым постановлено отказать в удовлетворении иска Зверевой ...10 о признании ее права на досрочную трудовую пенсию по старости при наличии более 30 лет стажа работы в связи с лечебной деятельностью; возложении обязанности на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ включить в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в льготном исчислении 1:3, период работы Зверевой Н.И. с 01 октября 1993 года по 06 октября 1997 года в должности медицинской сестры средней школы №..., и назначить заявителю досрочную трудовую пенсию по старости в связи с названной деятельностью с 24 ноября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Кожиновой Г.В., судебная коллегия

      

УСТАНОВИЛА:

Зверева Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ , в котором просила признать ее право на досрочную трудовую пенсию по старости при наличии более 30 лет стажа работы в связи с лечебной деятельностью; обязать ответчика включить в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в льготном исчислении 1:3, период работы Зверевой Н.И. с 01 октября 1993 года по 06 октября 1997 года в должности медицинской сестры средней школы , и назначить заявителю досрочную трудовую пенсию по старости в связи с названной деятельностью с 24 ноября 2010 года.

В обоснование иска указала, что УПФ незаконно отказало в назначении пенсии по старости согласно по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Зверева Н.И. просит решение отменить, и вынести новое решение, которым признать ее право на назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформулированные в постановления от 29 января 2004 года №2-П, с учетом которых возможно включение в ее специальный стаж периода трудовой деятельности с 01 октября 1993 года по 06 октября 1997 года в должности медицинской сестры средней школы №21.

Выслушав Звереву Н.И., поддержавшую доводы жалобы, просившую решение суда отменить, представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ – Бахтину О.В., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда, установленных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), не имеется.

При разрешении дела судом первой инстанции существенные обстоятельства определены полно, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Из материалов дела следует, что истица с 18 августа 1987 года по 6 октября 1997 года работала в средней школе в должности медицинской сестры, однако период с 1 октября 1993 года по 06 октября 1997 года не был включен ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию.

В силу пп. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 2 статьи 27 указанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27 закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «медицинская сестра» и наименование учреждения «средняя школа».

Данное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 6 сентября 1991 года, действовавший в спорный период – с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ №1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, средние школы, которые не являются лечебно-профилактическими и санитарно-эпидемиологическими учреждениями, не входили в качестве учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что вопрос о включении того или иного периода трудовой деятельности в специальный стаж должен разрешаться исходя из норм законодательства, действующего во время выполнения работы.

Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» следует признать необоснованным, поскольку как было указано оно утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

Ссылка на постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2-П также является несостоятельной, поскольку изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе школьных образовательных учреждений, применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования. Устанавливая возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лишь с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения).

С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 09 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зверевой ...10 – без удовлетворения.

Председательствующий: С.И. Тойшева

    

судьи: А.Е. Соснин

Г.В. Кожинова