Судья Смоленцева Р.Т. Дело № 33-606 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 19 апреля 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Семенова П.В., судей: Путиловой О.Н. и Братухина В.В., при секретаре Смирновой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Трясучкина М.И. на решение Йошкар-Олинского городского суда от 17 марта 2011 года, которым Трясучкину ...10 отказано в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о признании права на перерасчет пенсии, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Путиловой О.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Трясучкин М.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о взыскании материального ущерба в размере руб., компенсации морального вреда в размере руб., признании права на перерасчет пенсии с предельным коэффициентом 1,7, возложении обязанности повторно произвести валоризацию. В обоснование иска указал, что в настоящее время является пенсионером, трудовую деятельность осуществлял в Южно-Сахалинской дистанции пути, где к заработной плате применялся коэффициент 1,6, в связи с чем полагал, что при начислении пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 14.05.1971 г. № 184/14 ему должен быть установлен предельный коэффициент 1,7, а не 1,4, как производится ответчиком. Поскольку действия ответчика являются незаконными, они повлекли причинение ему материального ущерба и морального вреда. В ходе рассмотрения дела истец дополнил исковые требования, просил взыскать с ответчика материальный ущерб за неправильный расчет валоризации в размере руб. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Трясучкин М.И. оспаривает его, считая незаконным и необоснованным, просит отменить и удовлетворить его требования. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статья 30 указанного Закона предусматривает, что в связи с его введением в действие осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. Частью 3 этой статьи устанавливается порядок определения расчётного пенсионного капитала для лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ установлено, что отношение заработков (ЗР / ЗП - это отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации) учитывается в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований: в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах, в том числе: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8. Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Суд первой инстанции, рассматривая спор, установил, что истец является получателем пенсии через ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле. С 1963 г. по 1994 г. он осуществлял трудовую деятельность в Сахалинской области в Южно-Сахалинской дистанции пути Дальневосточной железной дороги, относится к категории лиц, имеющих право на применение повышенного отношения заработков в связи с наличием необходимого стажа в местности, приравненной к Районам Крайнего Севера и общего страхового стажа. Согласно справке ОАО «РЖД» филиала «Сахалинская железная дорога» к заработной плате Трясучкина М.И. применялся районный коэффициент 60% как для производственной отрасли (л.д. 3). Однако п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ устанавливает, что если установлены разные районные коэффициенты к При этом под централизованным порядком понимается районный Согласно Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 4 сентября 1964 года № 380/П-18 районный коэффициент 1,6 к заработной плате работников отраслей народного хозяйства в Сахалинской области установлен лишь для лиц, работавших в Ногликском, Охинском районах, г. Оха, т.е. работавшим на территории Долинского района Сахалинской области при установлении размеров пенсии применяется централизованно установленный районный коэффициент 1,4. Постановление Совета Министров СССР, Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 14.05.1971 № 184/14, на которое ссылается истец в обоснование требования о применении районного коэффициента 1,7, касается лишь работников угольной промышленности, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о несостоятельности его доводов. Судом проверялись и доводы истца об определении суммы валоризации с 1 января 2010 г. в полуторном исчислении его стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца в данной части. Согласно ранее действовавшему закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральному закону «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» № 113-ФЗ от 21 июля 1997 года для неработающих пенсионеров предусматривалось два порядка расчета размера пенсии - с применением ИКП (индивидуального коэффициента пенсионера) и без его применения. При этом общий трудовой стаж для исчисления без ИКП действительно учитывался в льготном порядке, периоды работы в районах Крайнего Севера засчитывались в полуторном размере, как обоснованно указывает истец и не отрицает ответчик. В то же время для расчета размера пенсии с применением ИКП в соответствии со статьей 7 Закона расчет трудового стажа производился в календарном порядке, льготного исчисления для определения ИКП - год за полтора, в этом случае не применялось. По вступлении в силу Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» гражданам, которым уже была установлена трудовая пенсия до 01 января 2002 года, пенсия пересчитывалась по нормам нового закона путем конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 указанного Закона величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчётного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчётного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 года, определённого в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии, т.е. в календарном порядке. Льготного исчисления стажа при определении величины расчетного пенсионного капитала законом не предусмотрено. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года признана не противоречащей Конституции РФ, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года норма в той части, в какой она во взаимосвязи с частью 2 ст. 30 Закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа, поскольку она не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии по нормам ранее действовавшего законодательства. Поскольку при определении расчетного размера трудовой пенсии Трясучкина М.И. закон предусматривает календарный порядок исчисления стажа, следовательно, оснований для применения льготного порядка исчисления стажа в целях валоризации не имелось. Учитывая, что пенсионные права Трясучкина М.И. ответчиком не нарушены, а также то обстоятельство, что пенсионным законодательством возможность возмещения морального вреда не установлена, нарушений личных неимущественных прав истца не установлено, требование о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежало. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Йошкар-Олинского городского суда от 17 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Трясучкина М.И. – без удовлетворения. Председательствующий П.В. Семенов Судьи О.Н. Путилова В.В. Братухин
заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, т.е. гражданам, проживавшим в северных районах, учитываются повышенные отношения от 1,4 до 1,9 в зависимости от непроизводственного районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке.
коэффициент, установленный органами государственной власти СССР и
Российской Федерации. Если размер районного коэффициента устанавливается местными органами государственной власти, он не относится к коэффициентам, установленным централизованно, и, следовательно, не может быть принят за основу при определении права на применение повышенного отношения заработков.