Судья Малышев И.М. дело № 33-1044 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 28 июня 2011 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Семенова П.В., судей Путиловой О.Н. и Тойшевой С.И. при секретаре Смирновой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэра г. Козьмодемъянска на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 24 мая 2011 г., которым удовлетворен иск Горномарийского межрайонного прокурора и на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» возложена обязанность установить на улице ... контейнеры в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Тойшевой С.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Горномарийский межрайонный прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Козьмодемьянска о возложении обязанности установить на улице ... контейнеры для твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об общих принципах местного самоуправления, санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенной ... прокуратурой совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора РМЭ, отдела ЖКХ и охраны окружающей среды администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» установлено, что на улице отсутствуют контейнеры для сбора бытовых отходов и мусора, ближайщие к улице контейнеры расположены на расстоянии более 100 метров, что является нарушением санитарных норм и правил. В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации муниципального образования и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации муниципальных образований в рамках предоставленных им полномочий принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего муниципального образования. Однако указанные меры ответчиком не предпринимаются. Одновременно было заявлено требование расчистить дорогу от снега на указанной улице. От иска в этой части впоследствии прокурор отказался, отказ от иска принят и производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 24 мая 2011 года. Определение не было обжаловано. В судебном заседании в возражениях на исковое заявление представитель администрации по доверенности Морозова О.В. указала на необоснованность исковых требований, пояснив, что в нижней части улицы такой контейнер установлен, в верхней части в силу особенностей указанной улицы (сильный уклон) установить контейнеры непосредственно на улице не представляется возможным. Решением суда от 24 мая 2011 года постановлено удовлетворить иск прокурора. В кассационной жалобе мэром г. Козьмодемьянск поставлен вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об отказе в иске. Указывает, что в период судебного разбирательства был установлен один дополнительный контейнер, а на большей части улицы ... поставить контейнеры не представляется возможным ввиду объективной невозможности организовать их опорожнение и вывоз мусса автотранспортом. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационных жалобы и представления. Представитель ответчика Морозова О.В. и ответчик извещены о времени и месте судебного заседания, о необходимости обеспечения явки судебной коллегии не сообщили, в силу ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., судебная коллегия приходит к следующему. Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 8.2.4. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2645-10), п. 2.2.3 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН №42-128-4690-88) на улице ... отсутствуют контейнеры на всем протяжении улицы (310 м.) Имеющиеся контейнеры расположены на расстоянии: контейнер №1 на расстоянии 60 метров от дома №..., контейнер №2 на расстоянии 120 м. от дома №..., контейнер №3 на расстоянии 100 м. от дома №... м. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении администрацией города обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, в связи с чем, возложил на нее обязанность организовать установку контейнеров в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В кассационной жалобе указано на то, что установка контейнеров невозможна в силу объективных причин, связанных с рельефом указанной улицы. Данные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований для отмены решения, поскольку не подтверждаются какими-либо доказательствами. Письмо руководителя ООО «...» само по себе таким доказательством быть не может, поскольку в нем отсутствуют объективные данные и технические характеристики, расчеты, подтверждающие невозможность установки контейнеров. В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" также установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно действующему правовому регулированию лежит на администрации города Козьмодемьянска, к чему правильно пришел суд первой инстанции. Также в кассационной жалобе заявителем указано на выполнение ответчиками обязанности по уборке мусора и иных бытовых отходов, однако в обоснование данного довода никаких доказательств не представлено. С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения. В то же время формулировка резолютивной части решения подлежит приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Поскольку в обязанности городской администрации входит не непосредственно установка контейнеров для сбора бытовых отходов и мусса, а организация сбора и вывоза бытовых отходов, то на ответчика должна быть возложена организация установки контейнеров, а непосредственно установка контейнеров как ошибочно указал суд первой инстанции в резолютивной части решения. Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 24 мая 2011 года оставить без изменения по существу, кассационную жалобу мэра г. Козьмодемьянска – без удовлетворения. резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: Иск Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить. На администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл возложить обязанность организовать установку на улице ... контейнеры в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (п.п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. №64 с последующими изменениями, п.п. 2.2.3 «Санитарных правил содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Приказом Главного санитарного врача СССР от 05.08.1988 г. № 4690-88, п.п. 2.5,2.6 Положения о порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» от 25 февраля 2009 г. №409. Председательствующий П.В. Семенов Судьи О.Н. Путилова С.И. Тойшева