33-1040/2011



Судья Малышев И.М. дело № 33-1040

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 30 июня 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: Семенова П.В.,

судей: Братухина В.В. и Кожиновой Г.В.,

при секретаре Валиахметовой И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 мая 2011 года, которым:

постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года, вступившее в силу с 1 января 2011 года в части установления размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда согласно приложению «Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, помещения которых находятся в муниципальной собственности», а именно раздел «Содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома», графа 13 «ТО дымовенканалов (с квартиры)», размер платы 9,35 руб. с квартиры; графа 21 «Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных (с человека)», размер платы 15,09 рублей с человека признаны незаконными со дня вступления его в законную силу;

возложена обязанность на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести графы 13 и 21 приложения к постановлению №672 от 20 декабря 2010 года в соответствии с требованиями ст. 156, 158 ЖК РФ исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горномарийский межрайонный прокурор обратился в Горномарийский районный суд с заявлением, которым просил признать противоречащим закону постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения» в части установления платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в размере 15,09 руб. с человека, за техническое обслуживание дымовенканалов в размере 9,35 руб. с квартиры (строки 1-254, графы 13, 21 Приложения), ссылаясь на то, что в соответствие с нормами Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 размеры платы за вышеуказанные работы должны быть исчислены исходя из площади жилого помещения.

Прокурор также просил обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести указанное постановление в соответствие с требованиями ст. ст. 156, 158 Жилищного кодекса РФ.

Судом принято вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе администрация городского округа «Город Козьмодемьянск» просит решение отменить в части признания незаконной графы 21 «Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных (с человека)» раздела «Содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома» Приложения «Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, помещения которых находятся в муниципальной собственности» к постановлению администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года. Администрация ссылается на то, что сбор твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Козьмодемьянск осуществляется посредством установки контейнеров на землях общего пользования для обслуживания нескольких многоквартирных домов, в силу чего является неверным вывод суда о том, что вывоз твердых бытовых отходов является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. На собраниях собственников жилых помещений были приняты решения об установлении платы за вывоз ТБО с человека.

В возражениях на кассационную жалобу участвовавший в рассмотрении дела старший помощник Горномарийского межрайонного прокурора просит жалобу оставить без удовлетворения и приводит доводы в пользу решения суда.

В заседание судебной коллегии представитель администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» не явился, о времени и месте судебного разбирательства администрация извещена надлежащим образом, в деле имеется телефонограмма, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Козьмодемьянск».

На основании ч. 2 ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия полагает, что в интересах законности решение суда подлежит проверке в полном объеме.

Заслушав прокурора Полозову Т.В., просившую решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части возложения на администрацию городского округа «Город Козьмодемьянск» обязанности привести графы 13 и 21 приложения к постановлению №672 от 20 декабря 2010 года в соответствии с требованиями ст. 156, 158 Жилищного кодекса РФ, установления даты, с которой оспариваемые положения постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года признаны недействующими. В остальной части решения предусмотренных законом оснований для его отмены или изменения не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно материалам дела постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения», которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, опубликовано в официальном порядке в газете «Ведомости Козьмы и Дамиана» от 23 декабря 2010 года, №50-51 (1040 – 1041), вступило в силу и применяется с 1 января 2011 года.

Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы о неправильности решения суда в части признания незаконными положений графы 21 «Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных (с человека)» раздела «Содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома» Приложения «Тарифы на услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, помещения которых находятся в муниципальной собственности» являются несостоятельными и подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство РФ полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги.

Суд правильно указал, что структура платы за коммунальные услуги раскрыта в части 4 указанной статьи Кодекса, в которую плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не включена.

Таким образом, является правильным вывод суда о том, что услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 Кодекса и согласуется с положениями ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ. По смыслу этой нормы к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. На это указано в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.), утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах. То обстоятельство, что установленный в городе Козьмодемьянске способ сбора и вывоза мусора от населения не предусматривает обустройство объектов для сбора и вывоза твердых бытовых отходов для каждого многоквартирного дома, не изменяет правовой природы данных расходов.

Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома независимо от организации сбора и вывоза таких отходов.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что на собраниях собственников жилых помещений были приняты решения об установлении платы за вывоз ТБО с человека, незначительности числа муниципальных квартир в многоквартирных домах подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не имеют юридического значения для разрешения вопроса о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в соответствие с ч. 2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ.

Решение суда в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести графы 13 и 21 приложения к постановлению №672 от 20 декабря 2010 года в соответствии с требованиями ст. 156, 158 ЖК РФ исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, возложение решением суда на орган местного самоуправления обязанности принять нормативный правовой акт противоречит конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий.

Таким образом, данное требование прокурора в силу положений ст. 3, п. 1 ст. 220 ГПК РФ производство по делу в этой части подлежит прекращению.

В соответствии со ст. 221 ГПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В заседании судебной коллегии прокурор подтвердил, что признанные судом недействующими отдельные положения постановления применялись на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» с 1 января 2011 года.

Признавая оспариваемые положения нормативного акта недействующими со дня вступления в силу постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года, суд не учел разъяснения п. 28 Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года о том, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.

Поскольку каких-либо существенных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости признать указанный нормативный акт недействующим со дня вступления в силу этого постановления, не установлено, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в этой части и вынесению нового решения, которым указанные выше положения постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» решение суда или сообщение о нем после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск».

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 мая 2011 года отменить в части признания указанных в решении положений постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» №672 от 20 декабря 2010 года недействующими со дня вступления его в законную силу и вынести в этой части новое решение, которым признать недействующими указанные нормы со дня вступления решения суда в законную силу.

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 мая 2011 года отменить в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» привести графы 13 и 21 приложения к постановлению №672 от 20 декабря 2010 года в соответствии с требованиями ст. 156, 158 ЖК РФ исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения, производство по делу в этой части прекратить.

В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 18 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» - без удовлетворения.

Председательствующий Семенов П.В.

Судьи Братухин В.В.

Кожинова Г.В.