Судья Клюкина О.В. № 33-1073/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 30 июня 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Тойшевой С.И. судей: Братухина В.В. и Соснина А.Е. при секретаре Валиахметовой И.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда кассационную жалобу представителя МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» - Габдуллина Р.З. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 мая 2011 года, по которому исковые требования прокурора г. Йошкар-Олы удовлетворены; на МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» возложена обязанность оборудовать пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание поликлиники, расположенного по адресу: ..., в соответствии с требованиями законодательства; с МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в размере ... рублей. Заслушав доклад председательствующего Тойшевой С.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор города Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница», в котором просил обязать ответчика в срок до ... установить пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание поликлиники, расположенной по адресу: ... в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», оборудовав вход в здание пандусом. В обоснование указал, что беспрепятственный доступ инвалидам в поликлинику №... не обеспечен, поскольку пандусы, специальные поручни у входов в поликлинику отсутствуют, чем ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» - Габдуллин Р.З. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Указывает, что судом доказательств несоответствия существующего пандуса требованиям СНиП истцом представлено не было. В силу Устава МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» ответчик не имеет полномочий осуществлять реконструкцию объекта недвижимости, в связи с чем возложенные судом обязанности не могут быть им исполнены. В возражениях на кассационную жалобу прокурор г. Йошкар-Олы выражает свое согласие с вынесенным судебным постановлением, просит в удовлетворении жалобы отказать. Выслушав объяснения представителя ответчика Габдуллина Р.З., поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Полозовой Т.В., возражавшей против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Согласно Строительным нормам и правилам (СЦиП 35-01-2001), принятым постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года № 73, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъёма. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов—не менее R120. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45м необходимо устанавливать сметы ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц — на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Согласно материалам дела, в результате проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки установлено, что поликлиника №..., расположенная по адресу: ..., являясь объектом социальной инфраструктуры, не оборудована в соответствии с требованиями указанного СНиП пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Суд первой инстанции, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств, что имеющийся пандус и поручень соответствуют вышеуказанным требованиям СНиП, ответчиком представлено не было. Отсутствие указаний в решении суда на характеристики пандуса, которые не соответствуют требования СНиП, не опровергает имеющиеся нарушения. Изложенные в решении итоговые выводы судебная коллегия считает правильными. Поскольку Йошкар-Олинская городская больница по организационно-правовой форме является лечебно-профилактическим муниципальным учреждением, относится к муниципальной собственности муниципального образования «Город Йошкар-Ола», является юридическим лицом, имеет сметы доходов и расходов, самостоятельный баланс, вывод суда о возложении на нее обязанности по оборудованию пандуса является правильным. С учетом изложенного решение постановлено без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя МЛПУЗ «Йошкар-Олинская городская больница» - Габдуллина Р.З. - без удовлетворения. Председательствующий С.И. Тойшева судьи В.В. Братухин А.Е. Соснин