Cудья Порфирьева Т.Н. дело № 33-1106/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 7 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: Председательствующего В.В. Братухина судей Г.В. Кожиновой, О.В. Волковой при секретаре И.И. Валиахметовой рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Смирнова О.Н. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года, которым ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Медведевском районе Республики Марий Эл обязано включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Смирнову ...12 период его службы в Советской Армии по призыву с 12 ноября 1983 года по 14 декабря 1985 года в календарном исчислении В остальной части исковых требований постановлено отказать. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Г.В. Кожиновой, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Смирнов О.Н. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Медведевском районе о включении в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода его службы в Советской Армии по призыву 12 ноября 1983 года по 14 декабря 1985 года в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 5 апреля 2011 года. В обоснование заявления указал на то, что пенсионный орган, необоснованно не включил ему в стаж для назначения требуемой пенсии указанный периоды деятельности, мотивируя отказ тем, что служба в рядах Советской Армии не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Однако, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР 1959 года, периоды службы в Армии подлежали включению в специальный стаж для назначения пенсии, но пенсионным органом данное Постановление не было применено незаконно. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» данный период исчисляется в льготном порядке один день службы за два дня работы, поэтому с учетом льготного исчисления его стаж педагогической деятельности равен более 25 годам, в связи с чем пенсионным органом необоснованно отказано в назначении ему требуемой пенсии. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Смирнов О.Н. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права и не учел сложившуюся практику рассмотрения данной категории дел. Выслушав Смирнова О.Н., его представителя Павлова В.Г., просивших решение суда отменить, представителя УПФ РФ в Медведевском районе Зайцеву Ю.В., просившую в удовлетворении жалобы отказать, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ. В соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного закона, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях и Правила исчисления периодов работы. Указанным Списком служба в рядах Советской Армии по призыву не поименована. Отсутствуют такая деятельность и в ранее действующем с 1991 года Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. Однако, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, такие периоды службы включались в стаж для назначения указанной пенсии при условии, если лицо имело стаж работы в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии. Данное Положение действовало до 1 октября 1993 года, истец служил в Вооруженных силах СССР до 1 октября 1993 года, на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии стаж педагогической деятельности истца составлял более 2/3, поэтому суд правильно пришел к выводу, что спорный периоды службы истца в Советской Армии по призыву подлежит включению в стаж для назначения требуемой пенсии. Этот вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 107-0, в соответствии с которым приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством. Таким образом, включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода службы истца в рядах Советской Армии по призыву в календарном исчислении является законным. Однако, истец претендует на включение в специальный стаж для назначения требуемой пенсии указанного периода службы в рядах Советской Армии по призыву с исчислением в льготном порядке данного периода со ссылкой на ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с названной нормой закона, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включая в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ)- один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. Таким образом, законодатель урегулировал включение в стаж работы по специальности время службы по контракту в календарном исчислении и по призыву в льготном исчислении в сфере трудовых правоотношений, о чем говорит сам заголовок статьи 10 закона «Право на труд». Данная правовая норма не содержит прямого указания на ее распространение в области социального обеспечения, в том числе при назначении пенсии в сфере пенсионных правоотношений. Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление пенсии производится в случаях, прямо указанных в законе. В действующем ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и № 781 не содержится правовых норм о льготном исчислении для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов военной службы по призыву или по контракту. Действующим в период прохождения истца службы в Советской Армии по призыву законодательством - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 так же не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву. Абзац 2 пункта 3 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» так же не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку касается зачета в спецстаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет времени прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья и при условии, что указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ. При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для исчисления периода военной службы истца по призыву в рядах Советской Армии в льготном порядке, поэтому суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований в этой части. Поскольку пенсионным органом признан стаж педагогической деятельности истца, дающий право на назначение требуемой пенсии на момент обращения за пенсией, то есть на 5 апреля 2011 года в размере , с учетом периода его службы в рядах Советской Армии в календарном исчислении его специальный стаж на момент обращения за пенсией составляет ), а на момент вынесения решения судом (8 июня 2011 года) его специальный стаж составляет ), то есть менее 25 лет необходимых для назначения требуемой пенсии, поэтому судом правильно отказано и в удовлетворении требований истца в назначении досрочной трудовой пенсии с момента обращения за нею. Доводы жалобы основаны на неправильном понимании закона, оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года оставить без изменений, кассационную жалобу Смирнова О.Н. – без удовлетворения. Председательствующий В.В. Братухин Судьи О.В. Волкова Г.В. Кожинова