Cудья Игнатьева Э.Э дело № 33-1144 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 12 июля 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Путиловой О.Н., судей Кожиновой Г.В., Волковой О.В., при секретаре Токаревой А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 31 мая 2011 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Мари-Турекского района в интересах Сафиуллина И.К. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» по непредставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, обязании администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» предоставить меры социальной поддержки, взыскании с муниципального учреждения здравоохранения «Мари-Турекская центральная районная больница» расходов по оплате коммунальных услуг в суме ... рублей ... копеек. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Волковой О.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Мари-Турекского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Сафиуллина И.К. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» по непредставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, обязании администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» предоставить меры социальной поддержки, взыскании с муниципального учреждения здравоохранения «Мари-Турекская центральная районная больница» (далее МУЗ «Мари-Турекская ЦРБ») расходов по оплате коммунальных услуг в сумме ... рублей ... копеек. В обоснование иска указал на то, что Сафиуллин И.К. с 1 апреля 2005 года работает в должности ... МУЗ «Мари-Турекская ЦРБ». До 31 декабря 2004 года все медицинские работники учреждения на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан имели право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением как медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности. Однако с 1 января 2005 года МУЗ «Мари-Турекская ЦРБ» возмещает расходы по оплате за отопление и освещение частично, в пределах нормативов потребления этих услуг, установленных в Республике Марий Эл. Прокурор полагает, что за истцом должны быть сохранены ранее существовавшие льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в полном объеме в виде компенсации понесенных расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, компенсации понесенных расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения. Судом принято указанное решение. В кассационном представлении прокурор Мари-Турекского района Республики Марий Эл просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новое решение. Выслушав объяснения помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Сафиуллина И.К., просившего решение суда отменить, представителя МУЗ «Мари-Турекская ЦРБ» Ветошкина Ю.А., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Приведенное положение утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Названным Федеральным законом N 122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. На основании анализа положений законодательства, судом обоснованно сделан вывод о том, что федеральным законом не отменено предоставлено льгот, а предложено субъектам Российской Федерации установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки. В целях реализации федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», которым предусмотрено оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом социальная поддержка специалистам государственных и муниципальных систем здравоохранения оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных социальных норм жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг. Порядок предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» определен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года №282, пунктом 5 которого определено, что граждане, имеющие право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме и предоставляют документы об оплате в бюджетные учреждения по месту работы для компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами. Стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 года №8. Проанализировав указанные положения действующего федерального и республиканского законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление медицинским работникам на территории Республики Марий Эл мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и не ухудшает условия их предоставления. При этом суд правомерно исходил из того, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки медицинским работникам на территории Республики Марий Эл, в том числе и на территории муниципального образования Мари-Турекский муниципальный район ежегодно увеличивается, что подтверждается материалами дела. Таким образом, требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг» соблюдены. В силу пункта 5 статьи 20 ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Судом обоснованно сделан вывод о том, что финансирование полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Материалами дела подтверждается, что социальная поддержка специалистов муниципальной системы здравоохранения предоставляется в объеме установленном Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года №48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг», средства на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде субвенций закладываются законом Республики Марий Эл о бюджете на соответствующий финансовый год. При указанных обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы кассационного представления, направленные к иному толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены. При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационном представлении, не имеется. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Сернурского районного суда от 31 мая 2011 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл - без удовлетворения. Председательствующий О.Н. Путилова Судьи Г.В. Кожинова О.В. Волкова Копия верна. Судья Верховного Суда Республики Марий Эл О.В. Волкова