Cудья Петрова О.А. № 33-1735/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 13 октября 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Семенова П.В., судей Путиловой О.Н., Салиховой Э.И., при секретаре Валиахметовой И.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кошкина В.И. и кассационному представлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 сентября 2011 года, которым отказано в удовлетворении иска прокурора Медведевского района Республики Марий Эл в интересах Кошкина В.И. к администрации муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл обратился в суд в интересах Кошкина В.И. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении на администрацию МО «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл обязанности по предоставлению в Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл в течение двух дней со дня вступления решения суда в законную силу сведений о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указано, что Кошкин В.И. является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован и проживает в жилом помещении общей площадью ... кв.м, нанимателем которого по договору социального найма является его сын Кошкин А.В. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают .... Таким образом, обеспеченность жильем на каждого члена семьи составляет ... кв.м, что меньше учетной нормы в 14 кв.м, установленной администрацией МО «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл. Постановлением от ... №... ответчик незаконно отказал в признании Кошкина В.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ, установив намеренное ухудшение им своих жилищных условий продажей квартиры в г. ..., которая в действительности была вынужденной. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе Кошкин В.И. просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей, ссылаясь на то, что суд, определяя уровень его обеспеченности жильем, не учел тот факт, что ... не являются членами семьи Кошкиных, вследствие чего ошибочно при расчетах суммарной общей площади жилья принял во внимание жилое помещение, находящееся в общей долевой собственности .... Также кассатор указал, что намеренного ухудшения жилищных условий с его стороны не было, правовые последствия своих действий по продаже жилого помещения в г. ... он в силу преклонного возраста и юридической безграмотности не осознавал. В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, вынести решение об удовлетворении исковых требований, приводя доводы, аналогичные по содержанию кассационной жалобе Кошкина В.И. Выслушав объяснения Кошкина В.И. и его представителя Судом первой инстанции установлено, что Кошкин В.И. является участником Великой Отечественной войны. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» (далее – Закон), участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» (участники Великой Отечественной войны) – «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Согласно ст. 23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона такой категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем ветеранов – участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, производится органами местного самоуправления, независимо от признания их малоимущими, за счет средств федерального бюджета. Законодатель не ставит обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения, однако не сделал в отношении них исключений из общих правил признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, а содержится в жилищном законодательстве. В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Руэмское сельское поселение» установлена постановлением администрации МО «Руэмское сельское поселение» от 26 апреля 2010 года № 33 в размере 14 кв.м общей площади на одного члена семьи. Из материалов дела установлено, что истец зарегистрирован и проживает в квартире общей площадью ... кв.м по адресу: .... Членами семьи истца в силу закона и совместного проживания являются проживающие также в квартире наниматель Кошкин А.В. (сын истца), .... Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью необходимо также учитывать долю в праве собственности ... в квартире ..., которая составляет ... кв.м. Следовательно, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составляет более указанной учетной нормы. Поэтому истец нуждающимся в улучшении жилищных условий не является и не может быть признан таковым с учетом положений действующего законодательства. Доводами жалобы правильность выводов суда не опровергается, поскольку позиция заявителя основана на неверном толковании норм материального права. С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 13 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Председательствующий П.В. Семенов Судьи О.Н. Путилова Э.И. Салихова
Кошкина А.В., поддержавших кассационную жалобу, объяснения прокурора Полозовой Т.В., не поддержавшей кассационное представление, обсудив доводы жалобы и представления, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.
Кошкина В.И. и кассационное представление прокурора Медведевского района Республики Марий Эл - без удовлетворения.