33-870/2011



Судья Сибатров О.А. Дело № 33-870/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: П.В. Семенова

судей: Кожиновой Г.В., А.Е. Соснина

при секретаре Смирновой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Отделения по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району УФК по Республике Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2011 года, которым признан незаконным отказ Отделения по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району УФК по Республике Марий Эл от исполнения постановлений о взыскании исполнительного сбора и о наложении штрафов, оно обязано принять к исполнению указанные постановления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Кожиновой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ отделения по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району Управления Федерального казначейства по Республики Марий Эл от исполнения постановлений о взыскании исполнительного сбора и о наложении штрафов, выразившийся в письме от 2 ноября 2010 года № 02-03/353; возложении обязанности на отделение принять к исполнению указанные постановления.

В обоснование указано на то, что в Горномарийском районном отделе УФССП России по Республике Марий Эл на исполнении находятся 14 исполнительных производств, должником по которым являются администрация муниципального образования », администрация муниципального образования », администрация муниципального образования », сельская администрация муниципального учреждения «Администрация муниципального образования ».

В связи с тем, что в установленный для добровольного исполнения срок судебные акты должниками не исполнены, судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьями 112, 113 Федерального закона «об исполнительном производстве» в отношении должников 2 августа и 16 августа 2010 года вынесены 28 постановлений о взыскании штрафа и исполнительского сбора.

В связи с отсутствием у должников расчетных счетов данные постановления были направлены в отделение по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району Управления Федерального казначейства по Республики Марий Эл по месту открытия должниками лицевых счетов.

Письмом от 2 ноября 2010 года отделение вернуло данные постановления без исполнения, ссылаясь на то, что в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов, представляемых в орган Федерального казначейства: исполнительный лист, судебный приказ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Отделение по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району УФК по Республике Марий Эл просит решение отменить, указывая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Выслушав объяснения представителя УФК по Республике Марий Эл отделение по городу Козъмодемьянск и Горномарийскому району Лобанову А.В., просившую решение суда отменить, представителя УФССП по Республике Марий Эл Нигмадзянову А.Р. просившую в удовлетворении жалобы отказать, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ.

Согласно части 1 статьи 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами.

Статьей 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» к числу исполнительных документов отнесены постановления судебного пристава-исполнителя.

Положениями статьи 68 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено исполнение требований исполнительных документов во внесудебном порядке посредством применения судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения в виде обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.

Действующим законодательством не установлен судебный порядок взыскания с должников суммы штрафа за неисполнение исполнительного документа или исполнительского сбора, которые представляют собой санкции штрафного характера, возлагающие на должника обязанность произвести определенную денежную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности за неисполнение судебного акта в процессе исполнительного производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения – должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Исключение из этого правила установлено пунктом 12 статьи 242.5 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 2 постановления от 17 мая 2007 года № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», в случае отсутствия у бюджетного учреждения открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что должник, являясь бюджетным учреждением, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, пришел к обоснованному выводу о том, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и штрафов подлежат исполнению Отделением в порядке, установленном статьей 242.5 БК РФ.

Поскольку оспариваемые действия Отделения ограничивают полномочия Управления по осуществлению функции администратора доходов федерального бюджета, данные действия являются незаконными, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Доводы жалобы об обратном основаны на неправильном понимании подателем жалобы норм материального права.

Исходя из изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения решения суда.

Руководствуясь статьей 374 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 21 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения по г. Козьмодемьянску и Горномарийскому району УФК по Республике Марий Эл – без удовлетворения.

Председательствующий П.В. Семенов

Судьи А.Е. Соснин

Г.В. Кожинова