33-872/2011



Cудья Христилов А.Е. № 33-872/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 31 мая 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Семенова П.В.,

судей: Путиловой О.Н. и Соснина А.Е.,

при секретаре Смирновой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Орехова В.Л. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2011 года,которым Орехову ...11 отказано в иске к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Оршанском районе о включении в стаж периодов службы в армии.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Путиловой О.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орехов В.Л. обратился в суд с искомк ГУ – УПФ РФ в Оршанском районео включении в стаж для назначениядосрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности периода его службы в Советской Армии по призыву с 25 мая 1987 года по 25 мая 1989 года в льготном исчислении из расчетаодин день военной службы за два дня работы и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 23 декабря 2010 года.

В обоснование заявления указал на то, что пенсионный орган, необоснованно не включил ему в льготном исчислении указанный периоды деятельности в стаж для назначения требуемой пенсии. В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» данный период исчисляется в льготном порядке один день службы за два дня работы, поэтому с учетом льготного исчисления его стаж медицинской деятельности составляет более 25 лет, в связи с чем пенсионным органом необоснованно отказано в назначении ему требуемой пенсии.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Орехов В.Л. просит отменить решение суда, вынести новое, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на то, что суд неправильно применил нормы материального права.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав Орехова В.Л., просившего решение суда отменить, представителя УПФ РФ в Оршанском районе Зайцеву Ю.В., просившую решение судаоставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 27 пунктом 1 подпунктом 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с действовавшим в период прохождения истца службы в Советской Армии Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, периоды службы в армии включались в стаж для назначения указанной пенсии при условии, еслилицо имело стаж работы в размере не менее 2/3 от требуемого для назначения пенсии.

Указанное Положение действовало до 1 октября 1993 года, истец служил в Вооруженных силах СССР до 1 октября 1993 года, на момент обращения в пенсионный орган за назначением пенсии стаж медицинской деятельности у истца составлял более 2/3, поэтому спорный период службы истца в Советской Армии по призыву подлежит включению в стаж для назначения требуемой пенсии, что и сделано ответчиком в своем решении (л.д. 5).

Однако, истец претендует на включение в специальный стаж для назначения требуемой пенсии указанного периода службы в рядах Советской Армии по призыву в двойном размере со ссылкой на ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как правильно установил суд, данные исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включая в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Таким образом, законодатель урегулировал включение в стаж работы по специальности время службы по контракту в календарном исчислении и по призыву в льготном исчислении в сфере трудовых правоотношений, о чем говорит сам заголовок статьи 10 закона «Право на труд». Данная правовая норма не содержит прямого указания на ее распространение в области социального обеспечения, в том числе при назначении пенсии в сфере пенсионных правоотношений. Следовательно, подлежит применению специальное пенсионное законодательство, по которому льготное исчисление пенсии производится в случаях, прямо указанных в законе.

В действующем ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и № 781 не содержится правовых норм о льготном исчислении для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов военной службы по призыву или по контракту. Действовавшим в период прохождения истца службы в Советской Армии по призыву законодательством – Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 также не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву.

Абзац 2 пункта 3 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» также не может быть применен к данным правоотношениям, поскольку касается зачета в специальный стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет времени прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья и при условии, что указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Ссылка истца на положения Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 (абзац 8 подпункта "б" пункта 3), как на основание того, что время участия истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан должно быть засчитано в его специальный стаж из расчета один месяц за три, является несостоятельной в связи со следующим.

Вместе с тем истцом не учитывается, что пунктом 5 данного постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Кроме того, как видно из материалов дела, истец не ссылался на указанные обстоятельства в обоснование иска, требования о включении в специальный стаж периода участия истца в боевых действиях на территории Республики Афганистан из расчета один месяц за три не заявлял. Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для исчисления периода военной службы истца по призыву в рядах Советской Армии в льготном порядке, поэтому суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца.

Поскольку на момент обращения за пенсией 23 декабря 2010 года у истца не имелось 25 лет специального стажа, судом правильно отказано в удовлетворении иска о назначении пенсии с момента обращения за нею.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Орехова В.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий П.В. Семенов

Судьи А.Е. Соснин

О.Н. Путилова