№ 3-12/2011



Дело № 3-12/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 25 октября 2011 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Путиловой О.Н.,

при секретаре Валиахметовой И.И.,

с участием прокурора Назарова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзацев 4-6 пункта 4, пункта 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. № 157,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. № 157 утверждено Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл (далее - Положение).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Марийская правда» № 114 от 02.07.2008 г.

Впоследствии в оспариваемый нормативный правовой акт постановлениями Правительства Республики Марий Эл вносились изменения: от 19.05.2009 г. № 121 (опубликовано в издании «Марийская правда» № 89 от 22.05.2009 г.); от 05.04.2010 г. № 83 (опубликовано в издании «Марийская правда. Официальный еженедельник» № 14 от 16.04.2010 г.); от 01.11.2010 г. № 292 (опубликовано в издании «Марийская правда. Официальный еженедельник» № 43 от 12.11.2010 г.); от 24.02.2011 г. № 54 (опубликовано в издании «Марийская правда. Официальный еженедельник» № 13 от 08.04.2011 г.).

Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному закону и недействующими абзацев 4-6 пункта 4, пункта 17 Положения со дня вступления решения суда в законную силу, указывая, что предусмотренный этими пунктами порядок ежемесячной компенсации, регламентирующий обязанность получателей льгот, установленных федеральным законодательством, предоставлять, кроме удостоверения ветерана и справки об инвалидности, другие, не предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами, документы, противоречит федеральным законам от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Предоставление других, кроме указанных в этих федеральных законах, документов нарушает права ветеранов и инвалидов.

В судебном заседании прокурор Назаров А.А. требования, изложенные в заявлении, поддержал, уточнив, что в пункте 2 Положения указаны получатели как льгот, предусмотренных федеральным законодательством, так и льгот, предусмотренных законодательством Республики Марий Эл. Прокурором оспариваются вышеуказанные пункты Положения в отношении получателей льгот, предусмотренных Федеральными законами ««О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Представители Правительства Республики Марий Эл Горчакова И.Н. и Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Дмитриева Е.В. с заявлением не согласились, пояснили, что оспариваемое Положение принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий Правительства Республики Марий Эл, оспариваемые пункты необходимы для проведения расчета ежемесячной денежной компенсации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Верховный Суд Республики Марий Эл считает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Подпункты а, б, в пункта 2 оспариваемого Положения предусмотрели категории граждан, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе это получатели мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"; с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В силу абзацев 4-6 пункта 4 Положения для начисления ежемесячной денежной компенсации граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, подают в орган социальной защиты населения заявление с указанием способа доставки ежемесячной денежной компенсации (при зачислении ежемесячной денежной компенсации на расчетный счет - с указанием номера расчетного счета в банковском учреждении) и предъявляют, в том числе следующие документы:

копию пенсионного удостоверения (с предъявлением оригинала);

копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (документ, подтверждающий размер общей площади и размер жилой площади помещения);

копии квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригиналов).

Согласно пункту 17 Положения граждане, указанные в пункте 2 настоящего Положения, ежегодно представляют подтверждающие документы о фактически предоставленных услугах за год.

На основании представленных документов орган социальной защиты населения производит перерасчет размера начисленной ежемесячной денежной компенсации за истекший год.

Как указывалось выше, прокурор оспаривает изложенные нормы в той части, в какой их действие распространяется на получателей льгот, предусмотренных Федеральными законами ««О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с пунктами "ж", "е", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования и жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на федеральном уровне Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные, ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

В статье 28 Федерального закона «О ветеранах» указано, что реализация мер осуществляется по предъявлению удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1.01.1992 г. либо Правительством Российской Федерации.

Из смысла статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что гражданам, которые имеют льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выдаются соответствующие удостоверения, которые дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, в том числе установленных вышеуказанными федеральными законами, суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.

В частности, в соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе и обязаны осуществлять собственное правовое регулирование мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилья и коммунальных услуг и определять, в том числе, условия и порядок оказания такой поддержки.

Пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах», вышеуказанные Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг регулируют порядок предоставления льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в натуральной форме, а в данном случае субъект Российской Федерации предусмотрел денежную компенсацию, порядок предоставления которой федеральными нормативными правовыми актами не регламентирован, поэтому не может им противоречить.

Необходимость предоставления указанных в оспариваемых прокурором пунктах Положения документов для назначения и выплаты денежной компенсации в органы социальной защиты населения не нарушает права ветеранов и инвалидов на получение льгот, поскольку оспариваемые пункты не отменяют и не ухудшают их права на предоставление льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами.

Все указанные в Положении документы: копии пенсионного удостоверения, правоустанавливающих документов на жилое помещение (документ, подтверждающий размер общей площади и размер жилой площади помещения), квитанций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, документы о фактически предоставленных услугах за год являются необходимыми для начисления и выплаты денежной компенсации.

Кроме того, абзацы 4-6 пункта 4 Положения являются общими для всех категорий получателей льгот, в связи с чем предоставление копии пенсионного удостоверения необходимо для получателей льгот на основании законодательства Республики Марий Эл, поскольку льготы ветеранам труда в силу статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются субъектами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 02.12.2004 № 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» ветеранам труда и лицам, приравненным к ним, по состоянию на 31 декабря 2004 года, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста 55 лет (женщинам) и 60 лет (мужчинам).

Доводы прокурора о том, что оспариваемыми положениями нарушаются права ветеранов и инвалидов, являются несостоятельными, поскольку ветераны и инвалиды вышеуказанных категорий не лишены предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» прав на сбор, оформление и предоставление документов, необходимых для реализации ими прав и льгот, установленных законодательством, органами государственного управления, местной администрацией, предприятиями, организациями и учреждениями.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления заместителю прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному закону и недействующими абзацев 4-6 пункта 4, пункта 17 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. № 157.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья О.Н. Путилова