3 - 10/2012



Дело №3-10/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Йошкар-Ола 20 июня 2012 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Волковой О.В.,

при секретаре Волковой Е.Н.,

с участием прокурора- помощника прокурора Республики Марий Эл Полозовой Т.В., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Владимировой Л.Ю., представителя Правительства Республики Марий Эл Михеевой А.И., представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Мелединой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» о признании противоречащим закону и недействующим Приложения №2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года №382 в части включения в перечень объектов культурного наследия жилого дома, местонахождение Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» обратились в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Приложения № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 в части включения в перечень объектов культурного наследия дома, местонахождение Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3.

В обоснование заявления указали на то, что Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл» вновь выявленные памятники архитектуры, истории и культуры приняты под государственную охрану, как памятники республиканского значения. Среди вновь выявленных объектов культурного наследия Приложения № 2 указан дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3. Дом находится в собственности муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск». Решением Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Козьмодемьянск» №6-а от 1 апреля 2003 года данный дом передан в оперативное управление Муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно-исторический комплекс». Ссылаются на то, что на момент принятия указанного постановления и на сегодняшний день законодательством об охране памятников установлено, что для отнесения объекта к памятникам культуры необходимо подтверждение его культурной и исторической ценности.

Заявитель указывает, что дом, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3, согласно техническому паспорту представляет собой комбинированный двухэтажный дом, 1890 года постройки, первый этаж кирпичный, второй- деревянный, с деревянными перекрытиями, неблагоустроенный. Данный объект не представляет культурной ценности, не имеет элементов декоративно-прикладного зодчества, не связан со значимыми и памятными событиями Республики Марий Эл, с жизнью и деятельностью выдающихся личностей.

В нарушение пунктов 12, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, в отношении данного объекта отсутствует заключение историко-культурной экспертизы ценности объекта, не составлена учетная карточка объекта. Полагают, что объект принят на государственную охрану и признан памятником регионального значения в нарушение установленной процедуры. Сведения о включении объекта в единый реестр объектов культурного наследия отсутствуют. По мнению заявителя, постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 принято с превышением компетенции, поскольку решение об отнесении жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3, к памятникам истории и культуры республиканского значения могло быть принято только Советом Министров РСФСР. В отношении данного объекта не проводилось каких-либо мероприятий по обеспечению сохранности, не устанавливались зоны охраны памятников, отсутствует охранная доска.

Указывают, что приданный объекту статус памятника архитектуры влечет незаконное ограничение прав собственника объекта по использованию объекта. В настоящее время техническое состояние жилого дома аварийное, он не пригоден для проживания, по назначению не используется.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу, Муниципальное учреждение «Козьмодемьянский культурно-исторический комплекс».

В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», действующая также в интересах Муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно-исторический комплекс» Владимирова Л.Ю. поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель Правительства Республики Марий Эл Михеева А.И., полагала рассмотрение заявления на усмотрение суда, пояснив, что в настоящее время отсутствуют доказательства, подтверждающие историко-культурную ценность объекта.

Представитель Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Меледина А.С. полагала рассмотрение заявления на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Марий Эл от 25 сентября 2001 года № 318, от 29 августа 2007 года № 212, от 4 августа 2011 года № 238, от 24 февраля 2012 года) приняты под государственную охрану как памятники республиканского значения вновь выявленные в результате проведенной Министерством культуры Республики Марий Эл в 1991 году инвентаризации памятники архитектуры, истории и культуры согласно приложению № 2 (пункт 3). В приложении № 2 «Вновь выявленные памятники истории, архитектуры и градостроительства», в разделе «Объекты архитектуры и градостроительства», в подразделе «г.Козьмодемьянск» указано административное здание дом № 3 по ул.Советской, г. Козьмодемьянска.

С учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (п.9), данное постановление по своему предмету правового регулирования, неопределенности круга лиц, на которых рассчитано его применение, неоднократности применения является нормативным правовым актом.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл» не было опубликовано. В соответствии с действовавшим в 1992 году Законом Республики Марий Эл «О Правительстве Республики Марий Эл» от 10 июля 1992 года №344-3, решения Правительства Республики Марий Эл, имеющие нормативный характер или важное народнохозяйственное, либо общее значение, издавались в форме постановлений. Они вступали в силу с момента их принятия, если иное не было определено в самом акте (статья 44). При этом положение о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, содержащиеся в части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, не распространяется на нормативные правовые акты, принятые ранее декабря 1993 года.

Таким образом, оспариваемое в части постановление является действующим нормативным правовым актом и может быть оспорено в порядке предусмотренном главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочия Правительства Республики Марий Эл на принятие оспариваемого в части постановления соответствуют подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статье 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также соответствуют действовавшим на момент принятия постановления статье 18 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», статьям 21, 44 Закона Республики Марий Эл от 10 июля 1992 года № 344-3 «О Правительстве Республики Марий Эл».

На момент принятия оспариваемого в части постановления порядок отнесения памятников истории и культуры к памятникам республиканского и местного значения устанавливался Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203.

В силу Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 года государственный учет памятников истории и культуры осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров СССР (статья 16); вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона (статья 39).

Согласно пункту 13 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

В соответствии с пунктом 18 названного Положения вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, предусмотрено, что при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, согласно Приложению №2; для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций; список вновь выявленных объектов содержит краткую характеристику каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры (пункт 12); на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал согласно Приложению №3 (пункт 15); на каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах согласно Приложению №4 (пункт 16).

Инструкцией также установлено, что вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем включения его в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры в зависимости от вида и категории охраны памятника (пункт 20); государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. Государственные списки недвижимых памятников составляются по категориям и видам памятников согласно Приложениям №6 и №7 (пункт 21) и подписываются Управляющим делами Совета Министров союзной республики (Приложение №6).

В силу пункта 10 Инструкции документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах научной документации государственных органов охраны памятников.

Из приведенных положений законодательства следует, что для принятия на государственный учет вновь выявленного объекта культурного наследия требуется заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры, после чего такой объект признается памятником истории и культуры путем включения его в установленном порядке в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры с оформлением паспорта памятника и иных учетных документов с указанием предмета охраны.

Материалами дела подтверждается, что до принятия решения о включении дома №3 по улице Советской в г. Козьмодемьянске постановлением Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года № 382 в перечень вновь выявленных объектов памятников истории, архитектуры и градостроительства в нарушение указанных положений закона не было получено заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры, учетные и инвентарные карточки объекта не оформлены.

При отсутствии заключения экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры, полученного в порядке пункта 12 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, отсутствии иных допустимых доказательств, подтверждающих историко-культурную ценность дома, суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя об отсутствии историко-культурной ценности дома.

Из акта обследования помещения от 17 ноября 2010 года, заключения межведомственной комиссии видно, что дом № 3 по ул. Советской г. Козьмодемьянска признан аварийным, непригодным для проживания, подлежащим сносу. Фундамент дома в неудовлетворительном состоянии, подвальных помещений нет, первый этаж находится ниже уровня земли на 30-40 сантиметров, кровля и чердачные помещения дома в неудовлетворительном состоянии, местами провалились, несущие стены второго этажа деформированы, внутренние перегородки местами обрушились на перекрытия первого этажа, стены первого этажа имеют трещины, оконные проемы, рамы, подоконные доски подвержены гниению, деформированы, веранда и лестница на второй этаж обрушились, печи на втором этаже разрушены полностью, на первом – имеют трещины, дымят. Дом не имеет газоснабжения и водоснабжения, отключен от системы электроснабжения.

Указанные обстоятельства указывают на отсутствие архитектурной ценности объекта ввиду утраты архитектурного облика и планировки здания, а также на отсутствие особенностей, характеризующих здание как объект культурного наследия.

Представленная суду переписка муниципального учреждения «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» также свидетельствует об отсутствии историко-культурной ценности строения и необоснованности передачи его в оперативное управление учреждению.

Таким образом, Правительством Республики Марий Эл, заинтересованными лицами не представлено достаточных и допустимых доказательств наличия у строения по улице Советской, 3 в городе Козьмодемьянске историко-культурной ценности.

Кроме того, заинтересованными лицами в нарушение статьи 56, части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено суду бесспорных доказательств включения дома №3 по улице Советской в городе Козьмодемьянске в установленном порядке в государственный список недвижимых памятников истории и культуры.

Принимая во внимание совокупность имеющихся доказательств, суд приходит к выводу о том, что дом № 3 по улице Советской в городе Козьмодемьянске не может быть признан как вновь выявленный объект культурного наследия, который в установленном законом порядке поставлен на государственный учет, так и памятником истории и культуры, принятым на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», то есть включенным в государственный список недвижимых памятников истории и культуры, вследствие чего такой объект не подлежит отнесению к памятникам истории и культуры, которые считаются включенными в государственный реестр объектов культурного наследия.

Поскольку включением дома № 3 по улице Советской в городе Козьмодемьянске в перечень объектов культурного наследия на собственника дома возложены дополнительные обязанности, связанные с необходимостью исполнения мероприятий по охране принадлежащего им строения как объекта культурного наследия, суд полагает, что оспариваемым в части постановлением Правительства Республики Марий Эл нарушены законные права и интересы заявителя.

На основании вышеизложенного суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном деле оспариваемые положения нормативного правового акта, подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Исходя из положений части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не требуется указание в резолютивной части решения на признание оспариваемых положений постановления Правительства Республики Марий Эл противоречащими федеральному законодательству.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 194 – 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

заявление муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение № 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 сентября 1992 года №382 «О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности историко-архитектурных памятников Республики Марий Эл» в части включения в перечень вновь выявленных памятников архитектуры и градостроительства дома, местоположение: Республика Марий Эл, г.Козьмодемьянск, ул. Советская, д. 3.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья О.В. Волкова