Cудья Шабалина Л.Г. дело № 33-339 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 13 марта 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Соснина А.Е., судей Петровой О.А., Лелекова Н.Г., при секретаре Речкиной Н.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 декабря 2011 года, которым постановлено: признать право молодой семьи, состоящей из четырех человек – Асаповой Д.Р., Асаповой О.В., А.Д.Д., А.З.Д. на получение свидетельства на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № ... от 07 июня 2010 года; обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» выдать Асаповой О.В. на состав семьи из четырех человек свидетельство на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № ... от 07 июня 2010 года, заключенного между Асаповой О. В. и Банком ВТБ 24 (ЗАО); взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в пользу Асаповой О.В. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей, судебные расходы в сумме 350 руб.; взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола в пользу Асаповой Д.Р. судебные расходы в сумме 350 руб. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 10000 руб. Заслушав доклад судьи Лелекова Н.Г., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Асапов Д.Р., Асапова О.В., действующая также в интересах несовершеннолетних А.Д.Д. и А.З.Д., обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании права молодой семьи на получение свидетельства на социальную выплату и возложении обязанности на выдачу свидетельства. Свои требования обосновали тем, что решением комиссии по реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» от 13 февраля 2008 года их семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2006-2010 годы». 01 сентября 2008 года решением Комиссии по реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» их семья признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 07 июня 2010 года Асаповой О.В. по кредитному договору с Банком ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) был предоставлен кредит для целевого использования, а именно для приобретения квартиры, .... В этот же день Асапова О.В. приобрела квартиру, указанную выше, на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств. 08 июня 2010 года Асаповой О.В. на указанную квартиру Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл было выдано свидетельство о государственной регистрации права. 23 июля 2011 года у них родилась дочь А.З.Д. 10 августа 2011 года письмом ответчик уведомил Асапову О.В. о том, что решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл ее семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году и ей предлагалось в течение одного месяца после получения уведомления направить заявление о выдаче свидетельства и необходимый комплект документов. Письмом от 07 октября 2011 года получен ответ от администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что решением комиссии по реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» от 30 сентября 2011 года им было отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на основании пункта 36 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья и их использование, на основании того, что квартира не оформлена в общую собственность всех членов молодой семьи. 20 октября 2011 года Асаповой О.В. подписано обязательство на оформление принадлежащей ей на праве собственности квартиры в общую собственность всех членов молодой семьи, которое было удостоверено нотариусом. 21 октября 2011 года Асапова О.В. обратилась с заявлением к ответчику с предложением заключить соглашение, в котором она обязалась переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов молодой семьи, но ей было в этом отказано. Считая отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты незаконным, истцы обратились в суд с указанным иском. Судом постановлено вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» указывает на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, ставит вопрос об отмене решения ввиду нарушения судом норм материального права, просит вынести новое решение об отказе истцам в удовлетворении заявленных ими требований. В возражениях на жалобу Асапов Д.Р. и Асапова О.В. приводят доводы в поддержку решения суда, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Мокосеева С.А., поддержавшего доводы жалобы, Асаповой О.В., Асапова Д.Р. и его представителя Новоселова И.А. просивших оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит. Материалами дела подтверждается, что решением комиссии по реализации программ «Обеспечение жильем молодых семей» от 13 февраля 2008 года молодая семья Асаповых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2002-2010 годы, в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей города Йошкар-Олы на 2006-2010 годы». 01 сентября 2008 года решением комиссии по реализации программ «Обеспечение жильем молодых семей» семья Асаповых, состоящая из 3 человек, признана имеющей достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. 10 августа 2011 года письмом ответчик уведомил Асапову О.В., том, что решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл ее семья включена в список претендентов на получение социальной выплаты в 2011 году и ей предлагалось в течение одного месяца после получения уведомления направить заявление о выдаче свидетельства и необходимый комплект документов. 07 июня 2010 года Асаповой О.В. по кредитному договору Банком ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) был предоставлен кредит для целевого использования, а именно для приобретения квартиры, ... В этот же день Асапова О.В. приобрела квартиру, указанную выше, на основании договора купли-продажи с использованием кредитных средств. 08 июня 2010 года Асаповой О.В. на указанную квартиру Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл было выдано свидетельство о государственной регистрации права. 23 июля 2011 года, то есть после приобретения жилого помещения, у супругов Асаповых родилась дочь А.З.Д. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее Правила подпрограммы на 2002-2010 годы), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675. Пунктом 47 указанных Правил установлено, что приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту или уплату основного долга или процентов по ипотечному жилищному кредиту допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом молодая семья заключает с органами местного самоуправления соглашение, в котором обязуется переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, после снятия обременения с жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, составной частью которой является подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Подпунктом «г» пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, далее Правила подпрограммы на 2011-2015 годы), предусмотрено, что социальные выплаты могут использоваться для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с пунктом 36 Правил подпрограммы на 2011-2015 годы приобретаемое жилое помещение (созданный объект индивидуального жилищного строительства) оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве. В случае использования средств социальной выплаты на уплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту (займу) допускается оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов. При этом лицо (лица), на чье имя оформлено право собственности на жилое помещение, представляет в орган местного самоуправления нотариально заверенное обязательство переоформить приобретенное с помощью социальной выплаты жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года N 575 введен подпункт «е» пункта 2 Правил подпрограммы на 2011-2015 годы, в соответствии с которым социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 г. (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Таким образом, с введением подпункта «е» пункта 2 Правил подпрограммы на 2011-2015 годы, стало возможным использовать социальные выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, полученным до 1 января 2011 года, что предусматривалось и в ранее действовавших Правилах подпрограммы на 2002-2010 годы. Однако в Правилах подпрограммы на 2011-2015 годы не была предусмотрена возможность оформления приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов в случае использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, как это ранее было предусмотрено в пункте 47 Правил подпрограммы на 2002-2010 годы. Суд первой инстанции пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о том, что Правила подпрограммы на 2011-2015 годы не содержат запрета на оформление приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов или обоих супругов в случае использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным кредитам, полученным ранее по условиям Правил подпрограммы на 2002-2010 годы. В силу пункта 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Суд первой инстанции правильно указал на то, что истцы, став участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в соответствии с условиями, действовавших в то время Правил, рассчитывали на получение социальной выплаты в рамках федеральной программы «Жилище». Не урегулирование вопросов оформления приобретенного жилого помещения в собственность одного из супругов в случае погашения долга по ранее полученным ипотечным кредитам в Правилах подпрограммы на 2010-2015 годы не может ограничить законно возникшее право истцов на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья. Доводы апелляционной жалобы об обратном свидетельствуют о формальном подходе к рассматриваемому делу, который при решении социальных вопросов недопустим. Удовлетворяя исковые требования, признавая право молодой семьи Асаповых, состоящей из четырех человек, на получение свидетельства на право получения социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № ... от 07 июня 2010 года, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что Асапова О.В. подписала нотариально заверенное обязательство, в котором обязалась оформить принадлежащую ей на праве собственности квартиру, ... в общую собственность лица, получившего сертификат, супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после снятия обременения, а также то, что Асапова О.В. обращалась в администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о заключении соглашения на переоформление квартиры в собственность всех членов семьи после снятия обременения в силу закона, однако в этом ей было отказано. Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, исследованным доказательствам дана оценка по правилам ст.67 ГПК РФ, нарушения норм материального и процессуального права судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения. Председательствующий А.Е. Соснин Судьи О.А. Петрова Н.Г. Лелеков