33-682/2012



Судья Игнатьева Э.Э. Дело № 33-682/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 15 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Семенова П.В.,

судей Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,

при секретаре Токаревой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2012 года, которым постановлено:

иск прокурора Мари-Турекского района Республики Марий Эл удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» провести в срок до 1 сентября 2012 года оценку технического состояния автомобильных дорог муниципального, местного значения, находящихся в собственности МО «Мари-Турекский муниципальный район».

Обязать администрацию муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» принять меры по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог муниципального, местного значения, находящихся в их собственности, не реже одного раза в год.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мари-Турекского района Республики Марий Эл, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» об обязании принять меры по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог муниципального, местного значения, указывая, что в собственности муниципального образования имеются автомобильные дороги общего пользования местного значения общей протяженностью 169 км, расположенные вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Прокурорской проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Порядка проведения оценки автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог ответчиком не проводилась, периодичность оценки технического состояния автомобильных дорог (не реже одного раза в год) не соблюдается, что может явиться препятствием для своевременного выполнения администрацией района мероприятий по содержанию дорог. Это, в свою очередь, приведет к нарушению прав граждан при эксплуатации дорог.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» просит отменить решение суда и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора, указывая, что срок до 1 сентября 2012 года невыполним с учетом отсутствия в бюджете на 2012 год запланированных средств; у администрации не имеется специального инженерного оборудования и специальных познаний в области оценки технического состояния дорог; большинство дорог являются грунтовыми, законодательством не установлен порядок и правила их паспортизации; полномочия органов местного самоуправления по контролю за соблюдением требований технических регламентов законами не установлены.

Выслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 10 ст. 5 названного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

В целях реализации приведенного положения закона Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года № 150 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог.

Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п. 4).

Судом первой инстанции установлено, что общая протяженность автомобильных дорог, находящихся в собственности МО «Мари-Турекский муниципальный район» вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, составляет 169 км. В силу приведенных выше положений действующего законодательства администрация муниципального района с периодичностью раз в год должна проводить оценку их технического состояния, что ею не выполняется. Данное обстоятельство было установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось ответчиком с обоснованием своей позиции теми же доводами, которые приводятся в апелляционной жалобе.

Судебная коллегия полагает, что доводы подателя жалобы о том, что действующим законодательством не установлены порядок и правила оценки технического состояния грунтовых дорог, несостоятельны, поскольку законодательством не дается разграничение по оценке технического состояния грунтовых или иных дорог. В силу п. 2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог оценка проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств на выполнение необходимых работ, отсутствие специального оборудования и специальных познаний в области технического состояния автомобильных дорог не освобождает собственника от принятия необходимых мер для проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, от которой зависит обеспечение безопасности дорожного движения, поскольку по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов и обосновывается возможность движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (п. 7 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог).

Довод о недостаточности установленного судом срока для проведения оценки технического состояния дорог (до 1 сентября 2012 года) ничем не подтвержден, кроме того, гражданское процессуальное законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки исполнения решения суда по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств (ст. 203 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленный прокурором иск, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения действующего законодательства и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном толковании действующего законодательства Российской Федерации.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 5 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» - без удовлетворения.

Председательствующий Семенов П.В.

Судьи Медведева И.А.

Салихова Э.И.