33-1371/2012



Судья Киреева И.Г. дело № 33-1371/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                                                           30 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Волковой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2012 года, которым постановлено:

признать незаконным отказ Мельниковой Н. П. с семьей из трех человек в признании нуждающейся в жилых помещениях согласно выписки из постановления администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00. № ... и обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» признать Мельникову Н.П. как вдову умершего участника Великой Отечественной войны нуждающейся в жилом помещении.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мельникова Н.П. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным отказа ответчика в признании ее с семьей из трех человек нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, установленным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и возложении на ответчика обязанности признать ее, как вдову умершего участника Великой Отечественной войны нуждающейся в жилом помещении. В обоснование иска указала, что отказ ответчика в признании заявителя нуждающейся в жилье противоречит нормам законодательства и нарушает право заявителя на получение вышеназванной меры социальной поддержки, поскольку она, будучи вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем из расчета 36 кв.м. общей площади жилья.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» в лице представителя Мякишевой М.А., указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением материальных и процессуальных норм права, полагает, что судом не проведена надлежащая оценка всей совокупности доказательств, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылается на то, что при вынесении решения судом применена часть 6 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не подлежащая применению к данным правоотношениям. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу Мельникова Н.П. считает решение суда законным, вынесенным с правильным применением норм материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы необоснованными. Просит решение суда оставить без изменения.

Выслушав представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Мякишеву М.А., поддержавшую доводы жалобы, представителя Мельниковой Н.П. Горягина Г.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 00.00.00. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 00.00.00., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 00.00.00., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 названного Федерального закона указанных выше категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 00.00.00., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 названного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Критерий нуждаемости в улучшении жилищных условий непосредственно законодательством Российской Федерации о ветеранах не установлен, этот критерий содержится в жилищном законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно частям 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с Постановлением Главы администрации г.Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года № 1386 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлена в размере 14,5 кв.м. общей площади на одного человека.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мельникова Н.П. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Истец зарегистрирована и проживает с 00.00.00. в однокомнатной благоустроенной квартире общей площадью ... кв.м (площадь квартиры ... кв.м) по адресу: ..., принадлежащей ее дочери Горягиной Т.Г. на праве собственности. Мельникова Н.П. вселена в данную квартиру как член семьи своей дочери Горягиной Т.Г. Кроме истца в данной квартире зарегистрированы внук истца – Горягин Д.А. и правнук истца – Горягин М.Д.

Постановлением администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00. № ... Мельникова Н.П. с семьей, состоящей из трех человек, признана нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в целях обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах.

Письмом ответчика от 00.00.00. № ... Мельниковой Н.П. сообщено о том, что ранее принятое решение о признании её нуждающейся в жилых помещениях по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса РФ отменено в связи с тем, что на момент рассмотрения вопроса о признании её нуждающейся в жилых помещениях Мельниковой Н.П. не были представлены документы, подтверждающие реализацию внуком Горягиным Д.А. 00.00.00. жилого помещения по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. Поскольку суммарная общая площадь всех жилых помещений, приходившихся на семью Мельниковой Н.П. до
00.00.00., составляла ... кв.м (...), по ... кв.м на
1 члена семьи, то есть превышало учетную норму площади жилого помещения, Мельниковой Н.П. в признании нуждающейся в жилых помещениях, как не имеющей оснований, установленных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, со ссылкой также на статью 53 Жилищного кодекса РФ было отказано.

Доводы жалобы ответчика основаны на том, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., фактически осталось во владении семьи Горягиных, а сделка по отчуждению данной квартиры совершена с целью получения истцом единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Из дела видно, что намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, Мельникова Н.П. не совершала, а действия других лиц, в результате которых истец может быть признана нуждающейся в жилом помещении, и за которые она в силу закона не отвечает, не могут служить основанием для ограничения права истца на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Судебная коллегия также отмечает, что вселение Горягина Д.А. в квартиру, в которой проживает истец, произведено в ... в полном соответствии с положениями статьи 30 Жилищного кодекса РФ, до реализации им спорной квартиры, кроме того, дарение Горягиным Д.А. находящейся в его собственности квартиры согласуется с положениями статьи 209 Гражданского кодекса РФ, в силу которых собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Судебная коллегия считает выводы суда об удовлетворении исковых требований Мельниковой Н.П. правильными, должным образом мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов суда и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.

Председательствующий                                    А.Е. Соснин

Судьи О.В. Юрова

О.В. Клюкина

...

...

...