33-1492/2012



Судья Порфирьева И.В. Дело № 33-1492/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола                                                         27 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Петровой О.А.,

при секретаре Речкиной Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда от 05 июля 2012 года, которым постановлено:

Обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Пижанову Александру Анатольевичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пижанов А.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и просил обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с нормами жилищного законодательства. Требования обосновал тем, что с 00.00.00. он с матерью Петровой Г.В. проживает в комнате в административном здании по адресу: ..., жилого помещения в собственности либо по договору найма не имеет. Состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором в силу норм п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и законодательство не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Береснева Д.И., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Пижанова А.А. Петрову Г.В., просившую в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Пижанов А.А. зарегистрирован и проживает в ... ..., вместе с ним проживает его мать Петрова Г.В. Квартира находится в здании ГБОУ РМЭ ... оплата за коммунальные услуги производится в бухгалтерию школы-интерната.

Пижанов А.А. постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00. N № ... принят на учет для улучшения жилищных условий, состоит на учете по настоящее время. Постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00. N № ... Пижанов А.А. с семьей, состоящей из 2-х человек, признан малоимущим.

Согласно медицинскому заключению ... N № ... от 00.00.00. Пижанов А.А. имеет право на первоочередное получение жилой площади, поскольку страдает заболеванием, которое согласно Постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Из ответа администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 00.00.00. N № ... следует, что в связи с наличием у Пижанова А.А. тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, вопрос предоставления ему вне очереди жилого помещения взят на контроль.

Удовлетворяя исковые требования суд, принял во внимание положения ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и обоснованно исходил из того, что право Пижанова А.А. на внеочередное обеспечение жильем ответчик согласно материалам дела не оспаривает.

Судебная коллегия находит вывод суда о предоставлении Пижанову А.А. жилого помещения правильным, постановленным при наличии обстоятельств, дающих право на предоставление жилого помещения в порядке п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди.

Положения ст.57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени включения в список внеочередников.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди по списку очередников.

При указанных основаниях решение суда первой инстанции является законным.

Доводы жалобы об отсутствии у органа местного самоуправлении полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.

В части первой ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Список внеочередников формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из ст.ст.13, 14 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Органы государственной власти субъекта РФ устанавливают лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок закреплен в ст.57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан, к которым относится Пижанов А.А., жилья вне очереди (ч.2).

Из ст.31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и реализуют это право через органы местного самоуправления.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

При разрешении спора судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, выводы суда мотивированы, соответствуют материалам дела и закону.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, вынесенным без нарушения норм материального и процессуального права. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 05 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.

Председательствующий Соснин А.Е.

Судьи Петрова О.А.

Юрова О.В.

...

...

...