Cудья Малышева Л.Н. Дело №33-1522/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Йошкар-Ола 25 сентября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе: председательствующего Попова Г.В., судей Решетова В.А. и Медведевой И.А., при секретаре Волковой Т.Д., рассмотрела в открытом судебномзаседаниигражданское дело по апелляционному представлению Волжского межрайонного прокурора на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 3 июля 2012 года, которым Волжскому межрайонному прокурору отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия постановления администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем». Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Волжский межрайонный прокурор обратился в Волжский городской суд Республики Марий Эл с заявлением к администрации городского округа «Город Волжск» о признании постановления администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем» противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решения. Обосновывая заявление, прокурор указал, что данный нормативно-правовой акт противоречит федеральному законодательству, поскольку статьей 21 ФЗ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено предоставление муниципальному служащему дополнительных оплачиваемых отпусков в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Однако Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года №25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» предоставление муниципальным служащим Республики Марий Эл с ненормированным рабочим днем дополнительного оплачиваемого отпуска не предусмотрено. Ненормированный служебный день, по мнению прокурора, может являться основанием для установления доплаты за особые условия службы. Судом постановлено указанное решение. В апелляционном представлении Волжский межрайонный прокурор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора. Выслушав прокурора Бузунова Ю.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя администрации городского округа «Город Волжск» Онучину Т.А., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ). Согласно выводам суда первой инстанции, постановление администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем» не противоречит действующему законодательству, поскольку предоставление ежегодного дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем предусмотрено статьей 119 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), а положениями статей 21 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьи 7 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» предоставление муниципальным служащим с ненормированным служебным днем дополнительного отпуска не регулируется. С данным выводом суда первой инстанции нельзя согласиться. В частности, суд первой инстанции неправомерно не учитывал, что согласно статье 11 ТК РФ, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В соответствии с частью 2 статьи 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим кодексом или иными федеральными законами. Так частью 2 статьи 21 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, случаи предоставления дополнительного отпуска за отклоняющиеся от нормальных условий службы муниципальных служащих (в том числе за ненормированный служебный день) должны быть предусмотрены не только федеральным законом, а также законом субъекта Российской Федерации. Указанное правовое регулирование, в свою очередь, согласовывается со следующими общими принципами правового регулирования организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-З «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требование к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами. Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007г. №25-ФЗ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 2 марта 2007г. №25-ФЗ (части1 и 2 статьи3). Ни Законом Республики Марий Эл от 31 мая 2007 года №25-З «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» (статья 7), ни иными законами Республики Марий Эл предоставление дополнительных отпусков муниципальным служащим, за исключением отпуска за выслугу лет, не предусмотрено. Таким образом, судом необоснованно был отклонен довод прокурора о том, что постановление администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем», не может быть признано законным. Суд не учитывал и того обстоятельства, что решением Собрания депутатов городского округа «Город Волжск» № 385 от 15 января 2008 года «О должностях муниципальной службы и оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы, на территории городского округа «Город Волжск» за особые условия муниципальной службы установлена надбавка к должностному окладу. Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дна принятия или иного указанного судом времени. Учитывая изложенное, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, выносит по делу новое решение о признании постановления администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем» недействующим полностью со дня принятия данного постановления. Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 3 июля 2012 года по делу по заявлению Волжского межрайонного прокурора к администрации городского округа «Город Волжск» об оспаривании нормативного правового акта отменить. Вынести по делу новое решение, которым признать постановление администрации городского округа «Город Волжск» № 101 от 6 февраля 2012 года «Об утверждении порядка и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы с ненормированным служебным днем» недействующим полностью со дня принятия данного постановления. Председательствующий Г.В. Попов Судьи В.А. Решетов И.А. Медведева