О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Ивановой Н.Г. и Харманюк Н.В., при секретаре Глобу Н.В. рассмотрев в судебном заседании 28 июня 2010 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда РК от 18 мая 2010 года, которым иск Яковышиной Л.Г. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет необоснованным, обязании назначить пенсию за выслугу лет удовлетворен. Администрация МО ГО «Сыктывкар» обязана назначить пенсию за выслугу лет Яковышиной Л.Г. с 4 марта 2009 года. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснения Яковышиной Л.Г., представителя Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сыктывкаре Макеевой Е.Г., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Яковышина Л.Г. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет необоснованным, обязании назначить пенсию за выслугу лет с 04.03.2009 года. В обоснование требований указала, что имеет необходимый стаж государственной службы, однако ответчиком ей необоснованно было отказано в установлении доплаты. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми. В судебном заседании истица на иске настаивала, представитель ответчика не согласился с требованиями истца, представитель третьего лица – УПФР в г. Сыктывкаре РК поддержал иск Яковышиной Л.Г. Судом вынесено указанное решение. Администрация МО ГО «Сыктывкар» в своей кассационной жалобе с решением суда не согласна, считая его незаконным, ввиду неправильного применения норм материального права. Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения. Из записей в трудовой книжке Яковышиной Л.Г. следует, что с 21.07.1978 года она была принята на работу в Сыктывкарский городской отдел социального обеспечения Сыктывкарского горисполкома делопроизводителем, с 10.08.1978 года назначена инспектором Эжвинского участка, с 30.09.1978 г. инспектором второго участка. С 12.07.1983 года в связи с разделением города Сыктывкара на районы и реорганизацией Сыктывкарского городского отдела социального обеспечения на Октябрьский и Куратовский районные отделы социального обеспечения Яковышина Л.Г. переведена в качестве инспектора Куратовского районного отдела социального обеспечения Куратовского райисполкома. С 30.11.1988 года в связи с упразднением Куратовского района г. Сыктывкара и ликвидацией отдела социального обеспечения Яковышина Л.Г. переведена в подчинение Сыктывкарского городского отдела социального обеспечения. 01.12.1988 года Яковышина Л.Г. принята старшим инспектором группы назначения с переводом из Куратовского отдела соцобеспечения в отдел социального обеспечения Сыктывкарского горисполкома. С 01.04.1992 года переведена старшим инспектором специалистом 2 категории сектора перерасчета пенсий и работы с гражданами. 01.01.1994 г. переведена инспектором-ведущим специалистом. Постановлением Главы Администрации г. Сыктывкара № 6\1303 от 10.06.94 года функции отдела социального обеспечения Администрации г. Сыктывкара переданы Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Коми. Приказом начальника Пенсионного отдела города Сыктывкара отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Коми № 1-к от 11.07.1994 г. переведены в Пенсионный отдел с 01.07.1994 г. работники отдела социального обеспечения Администрации г. Сыктывкара и утверждены в должностях, в том числе Яковышина Л.Г. в должности ведущего специалиста. С 01.07.1994 года Яковышина Л.Г. назначена ведущим специалистом в подотдел по назначению, перерасчету и выплате пенсий и пособий Пенсионного отдела г. Сыктывкара Отделения Пенсионного фонда РФ по РК. С 30 ноября 2007 года Яковышиной Л.Г. назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Начиная с 04.03.2009 года Яковышина Л.Г. обращалась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РК от 21.12.2007 года № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в РК». Письмами от 17.04.2009г., от 01.09.2009 г. истице было отказано в назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии со ссылкой на то, что отсутствует основание - увольнение с муниципальной службы после 26.12.2007 года, предусмотренное ст. 16 Закона РК от 21.12.2007 г. № 133-РЗ. Письмами от 26.10.2009 г., от 30.11. 2009 года заявление Яковышиной Л.Г. было оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием документов, подтверждающих основание увольнение из отдела социального обеспечения Сыктывкарского горисполкома, в том числе отсутствие соответствующей записи в трудовой книжке. Удовлетворяя исковые требования, суд основывался на выводе об отсутствии у администрации муниципального образования законных оснований для отказа в назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости. Частью 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ закреплено, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 г. №12-РЗ, утратившим силу с 1 июня 2008 года в связи с принятием Закона РК от 04.05.2008 N 48-РЗ, (в первой редакции) лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Ежемесячная доплата к государственной пенсии государственным служащим устанавливается при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа государственной службы, но при этом сумма пенсии и доплаты не может превышать 80 процентов его месячного денежного содержания. Согласно п.п. 5, 6 ст. 28 Закона РК от 25.03.1996 года №12- РЗ действие частей 1 и 2 статьи 19 настоящего Закона распространяется на лиц, уволившихся с государственной службы после 1 февраля 1996 года, за исключением лиц, которым на день вступления в силу настоящего Закона установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года N 63-13сп. Со дня вступления в силу настоящего Закона указанное Положение признано утратившим силу. Пунктом 2 указанного постановления было установлено, что с момента вступления в силу настоящего Постановления (1 января 1994 года) все лица, занимающие государственные должности в республиканских органах представительной и исполнительной государственной власти, а также в местных органах представительной власти и органах местной администрации, считаются находящимися на государственной службе Республики Коми. На основании п. 19 данного Постановления (в редакции Указа Главы РК от 09.08.1994 N 72, действующего на момент принятия Закона № 12-РЗ) государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе мужчины не менее 12,5 лет, женщины - 10 лет, имели право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе - мужчины по достижении 55 лет, женщины - 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в местностях, к ним приравненных, и имеют общий трудовой стаж мужчины - 25 и женщины - 20 лет. Утвержденная постановлением Совета Министров Республики Коми от 13 апреля 1994 г. N 148 Инструкция о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми (пункт 1) предусматривала, что статус государственного служащего Республики Коми до утверждения реестра государственных должностей получают лица, занимающие государственные должности в республиканских органах представительной и исполнительной государственной власти, а также в местных органах представительной власти и органах местной администрации, перечисленные в постановлении Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 20 января 1993 года N 48-13 сп, за исключением должностей, указанных в приложении N 8, а также специалистов, осуществляющих функции по техническому обслуживанию, и рабочих, занятых в этих органах. Пунктом 3 Инструкции предусматривалось, что в стаж работы государственным служащим для получения права на дополнительный оплачиваемый отпуск и выхода на пенсию досрочно включается работа непосредственно в данном органе, а также работа, предшествующая ей в должностях руководителей и специалистов, за исключением работы в должностях по хозяйственному, инженерно - техническому обслуживанию, при условии, что продолжительность перерывов в работе не превысила сроков, установленных законодательством о труде Российской Федерации и Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда от 22 ноября 1990 года N 2; в числе прочих - в органах представительной и исполнительной государственной власти, местных органах представительной власти, местных администрациях. Указом Главы РК от 05.09.1994 N 125 "Об утверждении реестра государственных должностей в органах представительной и исполнительной власти Республики Коми" (вместе с "Перечнем органов государственного управления Республики Коми, на работников которых распространяется Положение о государственной службе Республики Коми") в перечень включены Администрации городов и районов, а в реестр в качестве старших государственных должностей - ведущий специалист администрации города, района; младшие государственные должности - специалисты I, II категории. Нормами Положения о порядке определения стажа государственной службы государственного служащего Республики Коми, назначения и выплаты надбавки за выслугу лет, предоставления доплаты к пенсии и дополнительного оплачиваемого отпуска, утвержденного Указом Главы РК от 06.06.1996 N 161 во исполнение мер по реализации Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" также предусматривалось (пункт 1а), что стаж государственной службы государственного служащего Республики Коми (далее - стаж государственной службы), дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, денежного вознаграждения при выходе на пенсию и доплаты к пенсии, включает в себя время работы в органах представительной и исполнительной государственной власти, местных администрациях. В соответствии с пунктами 2, 4 Положения в непрерывный стаж государственной службы для получения права на дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет на государственной службе и ежемесячной надбавки за выслугу лет включается работа непосредственно в данном органе, а также предшествующая ей работа в органах, перечисленных в пункте 1 настоящего порядка, в должностях руководителей и специалистов, за исключением работы по хозяйственному, инженерно - техническому обслуживанию, при условии, что продолжительность перерывов в работе не превысила сроков применительно к перерывам, установленным законодательством о труде Российской Федерации и пунктами 23-24 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2. Должности руководителей и специалистов определяются после 1 января 1994 г. согласно Реестру государственных должностей в государственных органах Республики Коми. В остальных случаях необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 г. N 016 и Справочником тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, утвержденным постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. N 30. Пунктом 6 предусматривалось невключение в стаж государственной службы периодов работы в случае увольнения работника за виновные действия. Занимаемые истцом с 01.04.1992 года должности старшего инспектора - специалиста 2 категории сектора перерасчета пенсий и работы с гражданами, а с 01.01.1994 г. инспектора – ведущего специалиста, были предусмотрены как Постановлением Президиума Верховного Совета РК и Совета Министров РК от 20.01.1993 г. № 48-13 сп, так и Указом Главы РК от 05.09.1994 N 125 "Об утверждении реестра государственных должностей в органах представительной и исполнительной власти Республики Коми" и Реестром государственных должностей государственной службы Республики Коми, утвержденным Указом Главы РК от 06.06.1996 г. № 159. Занимаемая истцом до 1 января 1994 г. должность инспектора районного (городского) отдела социального обеспечения была предусмотрена Общесоюзным классификатором профессии рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденных Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016, утратившим силу с 1 января 1996 года в разделе «Классификатор должностей служащих». Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 N 30 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих" должности инспекторов (включая старшего) отнесены к специалистам. До 1 июля 2007 года общие принципы организации муниципальной службы и основы правового регулирования муниципальных служащих в Российской Федерации регулировались Федеральным законом от 08.01.1998 года №8-ФЗ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Указанным законом дано понятие муниципальной должности - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Законом РСФСР от 06.07.1991 года « О местном самоуправлении в РСФСР» право осуществлять назначение и выплату пенсий и пособий было предоставлено городской администрации. Согласно Положению об отделе социального обеспечения исполнительного комитета городского, районного в городе Совета депутатов трудящихся, утвержденным постановлением совета Министров РСФСР от 29.02.1972 года №124, отдел социального обеспечения образуется районным Советом депутатов трудящихся в соответствии с законодательством РСФСР и подчиняется в своей деятельности как районному Совету, его исполнительному комитету, так и отделу социального обеспечения исполнительного комитета вышестоящего Совета депутатов трудящихся. Основными задачами отдела социального обеспечения исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся являются: осуществление мероприятий по социальному обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан; обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты установленных законодательством пенсий и пособий. Согласно пункта 9 Положения отдел социального обеспечения исполнительного комитета содержится за счет соответствующего городского, районного бюджета. Исходя из анализа нормативных актов суд пришел к обоснованному выводу о том, что истица как работник отдела социального обеспечения по существу занималась исполнением и обеспечением полномочий органа местного самоуправления в сфере обеспечения конституционного права граждан на государственную пенсию, на социальное обеспечение, гарантированное государством, т.е. по существу была наделена публично-властными полномочиями в данной сфере. Таким образом, вывод суда о том, что к моменту прекращения государственной службы истица имела необходимый стаж государственной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, является правильным. Отсутствие в трудовой книжке истицы записи об увольнении из отдела социального обеспечения Администрации г. Сыктывкара в Пенсионный отдел города Сыктывкара ОПФ РФ по Республике Коми не свидетельствует об отсутствии факта увольнения и его оснований, так как имеющимися документами достоверно подтверждается факт перевода всех работников отдела социального обеспечения, в том числе и Яковышиной Л.Г., в Пенсионный отдел города Сыктывкара, что подтверждается и записями в трудовой книжке истицы. Пунктом 4 Инструкции о порядке применения Положения о государственной службе Республики Коми", утвержденной постановлением Совмина РК от 13.04.1994 N 148, предусматривалось, что основным документом для определения стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке нет необходимых записей или содержатся неправильные или неточные сведения о периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки. Ограничений по вопросу об основании увольнения в качестве условия для назначения пенсии, за исключением увольнения за виновные действия, действовавшее законодательство не содержало. Кроме того, статьей 10 (1) Закона Республики Коми от 21.12.2007 N 133-РЗ "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" в редакции, действовавшей на момент первого обращения Яковышиной Л.Г. за назначением пенсии, предусматривалось, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Республики Коми. В соответствии с частью 2, 4 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера пенсии за выслугу лет муниципального служащего осуществляется в соответствии с соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Коми. Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы в Республике Коми (далее - должность муниципальной службы), предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в Республике Коми, при одновременном наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы, определенный в порядке для определения стажа государственной гражданской службы лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми, для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин; 2) увольнение с муниципальной службы по определенным основаниям 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы. В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, включаются периоды службы (работы), установленные для включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы Республики Коми, Законом Республики Коми "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми". Подпунктом 3 пункта 2 статьи 16 указанного республиканского Закона, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2008 года, предусматривается, что пенсионное обеспечение лиц, уволенных с муниципальной службы до вступления в силу настоящего Закона, осуществляется в соответствии с настоящим Законом в случае, если указанные лица имели право на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к трудовой пенсии) в соответствии с законодательством Республики Коми, действовавшим на дату увольнения указанных лиц с муниципальной службы. Суд правильно указал, что базовым юридическим фактом, на основании которого реализуется право на получение пенсии за выслугу лет, является стаж муниципальной службы, который на момент прекращения истцом государственной службы был выработан Яковышиной Л.Г. в полном размере в соответствии с законодательством, действовавшим на дату ее увольнения с муниципальной службы, а достижение ею необходимого возраста является только юридически значимой предпосылкой, позволяющей реализовать уже имеющееся право на получение пенсии. Последующие изменения законодательства, ограничивающие условия и порядок назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе, существенно ущемляют права Яковышиной Л.Г. на государственное обеспечение за длительное несение государственной службы и не могут служить основанием для отказа в назначении пенсии, заслуженной предшествующей достижению возраста государственной службой. Довод жалобы о пропуске Яковышиной Л.Г. предусмотренного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока для оспаривания решений и действий муниципального служащего не может свидетельствовать о незаконности решения. Яковышина Л.Г., начиная с 04.03.2009 г. неоднократно обращалась к ответчику за назначением пенсии, последний отказ датирован 30.11.2009 г., а с иском в суд она обратилась 29.01.2010 г. В соответствии с пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Правилами обращения лиц, замещавших должности муниципальной службы в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар», за пенсией за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и изменения ее размера, выплаты пенсии за выслугу лет, ее приостановления, возобновления, прекращения и восстановления, утвержденными Решением Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 14.11.2008 N 15/11-304, регулируются вопросы пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар" в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Пунктом 1 Правил предусмотрено, что лица, замещавшие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городского округа "Сыктывкар", могут обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления. В соответствии с пунктом 11 пенсия за выслугу лет назначается после установления муниципальному служащему трудовой пенсии по старости (инвалидности) со дня обращения за пенсией за выслугу лет, но не ранее дня, следующего за днем увольнения муниципального служащего с муниципальной службы. В данном случае действия должностных лиц администрации по обращению Яковышиной Л.Г. о назначении пенсии не связаны с осуществлением властного волеизъявления по решению вопросов местного значения, а связаны с регулированием вопросов пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар", в связи с чем установленный для оспаривания решений и действий муниципальных служащих трехмесячный срок к возникшим правоотношениям неприменим. Приведенное выше свидетельствует о несостоятельности доводов кассационной жалобы. Обстоятельства дела судом установлены полно, все доводы, на которые ссылались стороны в обоснование иска и возражений на него, судом проверены. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, и на основании установленных по делу доказательств. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда РК от 18 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: