О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судья Бочарова С.В. дело Номер обезличен СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Семенчиной Л.А., судей Глушкова М.В., Голикова А.А. при секретаре Муравьевой Е.М., рассмотрела в судебном заседании 28 июня 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики РФ на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года, по которому иск Самило Людмилы Михайловны к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики РФ, Государственному учреждению «Соцуголь» о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии удовлетворить. Признано право Самило Людмилы Михайловны на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ. Администрация МО ГО «Воркута», ОАО «Воркутауголь», ГУ «Соцуголь», Министерство энергетики РФ обязаны включить Самило Людмилу Михайловну в Список очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты ... в связи с её ликвидацией, с учетом непрерывного стажа работы на шахте. Министерство энергетики РФ обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Самило Людмиле Михайловне жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязано предоставить Самило Людмиле Михайловне жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, согласно очередности. Заслушав доклад материалов дела судьи Глушкова М.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Самило Л.М. обратилась с иском о признании за ней права на получение жилищной субсидии, по тем основаниям, что 30.11.1998г. она была уволена с шахты ... в связи с ликвидацией предприятия. На момент ликвидации шахты она не была поставлена в соответствующую очередь на получение жилья за пределами г.Воркуты, с чем не согласна. Считала, что в соответствии с действующим законодательством она имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Так, Федеральный закон №123 от 27.09.2005г. и принятое во исполнение данного закона постановление Правительства №43 от 26.01.2006г. предусматривают, что жилищная субсидия на приобретение жилья по новому месту жительства предоставляется работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организаций угольной отрасли и имеющим стаж работы не менее чем 10 лет в организациях угольной отрасли. Поскольку на момент увольнения по ликвидации шахты она проработала в организациях угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, более 16 лет и была уволена с ликвидируемой шахты до 01.01.2005г., то имеет право на получение жилищной субсидии. В связи с этим просит признать за ней право на получение жилищной субсидии для приобретении жилья за пределами г.Воркуты, обязать ответчиков включить её в списки очередности на получение жилищной субсидии и предоставить ей эту субсидию. Истец в судебном заседании не участвовал, ответчики: Администрации МО ГО «Воркута», Министерство энергетики РФ, ГУ «Соцуголь» и третье лицо – ОАО «Воркутауголь», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. В письменных отзывах на иск заявленные требования не признали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит отменить решение суда по мотивам его незаконности и необоснованности, а также в связи с пропуском истицей срока обращения в суд, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. Проверив материалы дела, в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты ... были определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия, составленные на основании «Положения о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты ... в связи с её ликвидацией», принятого на конференции трудового коллектива шахты «Центральная» 27.08.1998г. Согласно указанному Положению право на получение жилья за пределами г.Воркуты имеют: работающие пенсионеры на 22.04.1998г.; работники предпенсионного возраста, которым с момента приказа о ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию; инвалиды 1 и 2 групп по трудовому увечью и общему заболеванию; семьи работников шахты погибших в результате несчастного случая на производстве; семьи работников имеющих в составе семей детей инвалидов с детства; инвалиды труда 3 группы, работающие на шахте на момент принятия решения о ликвидации; работники шахты переведенные на другие предприятия ОАО «Воркутауголь» по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой её ликвидацией, уволенные после 18.01.1998г., имеющие право на переселение за пределы г.Воркуты, согласно ФЗ-131 от 25.07.1998г. (п.п.8 п.1.2). При этом формирование очередности производится с учетом продолжительности общего стажа работы на шахте ... (п.2.2). В соответствии со ст.l Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных с ним местностей» от 25.07.1998г. №131-ФЗ, действовавшего до 01.01.2003г., жилищные субсидии предоставлялись гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ». Постановлением Правительства РФ №840 от 24.12.2004г. во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. В соответствии с п.п. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, а именно, содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. При этом безвозмездная субсидия предоставляется на основе действующего законодательства РФ высвобожденным работникам шахт и разрезов, подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний, шахтостроительных и вспомогательных организаций (по решениям МВК), а также социально не защищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Как следует из материалов дела, Самило Л.М. была уволена с шахты ... в связи с ликвидацией предприятия 30.11.1998г. На момент увольнения стаж её работы на предприятиях угольной промышленности составил 16 лет 02 месяца 27 дней, а в районах Крайнего Севера - 17 лет 11 месяцев 13 дней. Суд установив вышеизложенные обстоятельства, согласно вышеприведенным нормам Федерального закона и Положения о порядке формирования списков очередности…, обосновано пришёл к выводу, что при увольнении с шахты истица имела право на постановку в очередь на получение жилья за пределами РК в связи с ликвидацией шахты ... также она имеет право, как по нормам ранее действовавшего, так и по нормам ныне действующего законодательства, на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией шахты ... Установив, что Самило Л.М. в списки высвобождаемых работников шахты ... на предоставление жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с ликвидацией шахты до сих пор не включена, проживает и работает в г.Воркуте с июня 1979г., не имеет жилья за пределами г.Воркуты, ранее не получала жилищной субсидии, имеет достаточный стаж в районах Крайнего Севера, уволена до 01.01.2005г. в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, суд обосновано пришёл к выводу, что она имеет право на включение её в Список трудящихся ДАО ... на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия. При этом наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидированной шахты ... не препятствует его пересмотру в связи с увеличением числа лиц, имеющих право на получение субсидии. В настоящее время ... ликвидировано, однако практическая работа по формированию списков осуществляется ОАО «Воркутауголь» во взаимодействии с администрацией МО ГО «Воркута», поэтому нет никаких препятствий для уточнения этого списка с целью включения в него истца. Правомерно не приняв во внимание ходатайство Минэнерго РФ о пропуске Самило Л.М. срока исковой давности. Правильно указав, что в соответствии со ст.208 ГК РФ на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ исковая давность не распространяется. В данном случае истец, заявляя требование о признании за ней права на жилищную субсидию, фактически просит защитить её неимущественное право, на которое исковая давность не распространяется. Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства регулирующих спорные правоотношения, значимые обстоятельства по делу суд определил верно, имеющимся в деле доказательствам дал надлежащую оценку, с учётом требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда подробно мотивировано, в т.ч. и по доводам кассационной жалобы, не опровергающей и не ставившей под сомнение правильность сделанного судом вывода. Довод кассационной жалобы об отсутствие обязанности Министерства энергетики России выделять денежные средства МОГО «Воркута» для предоставления истцу жилищной субсидии не может быть признан обоснованным. Поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», с учётом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724, Министерство энергетики России является главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета), а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. В соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, главным распорядителем средств федерального бюджета утверждается распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании заключений, утвержденных Министерством энергетики России, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Таким образом, для того, чтобы МОГО «Город Воркута» выделило субсидию истице, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики России о выделение этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию. С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда, по доводам кассационной жалобы, не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда от 18 февраля 2010 года, по доводам кассационной жалобы Министерства энергетики Российской Федерации, оставить без изменения. Председательствующий Судьи