Судья Олейник И.И. Дело № 33-3357/2010 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Ивановой Е.А. Судей Алексеевой С.Ф. и Юдина А.В. При секретаре Воронцовой Н.Н. Рассмотрев в судебном заседании 8 июля 2010 г. Дело по кассационной жалобе Сыктывкарского транспортного прокурора На решение Сыктывкарского городского суда от 1 июня 2010 г. По которому Признано незаконным и отменено предостережение и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора от 19.03.2010 г. о недопустимости нарушения закона, вынесенное в отношении начальника Сыктывкарской таможни Корнилова Александра Геннадиевича. Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения представителя Сыктывкарскго транспортного прокурора Зоточкина А.Ю., Геккеля А.Ю.- представителя Корнилова А.Г., судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Начальник Сыктывкарской таможни Корнилов А.Г. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене предостережения и.о. Сыктывкарского транспортного прокурора от 19.03.2010 г. о недопустимости нарушения закона. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования. Представитель ответчика с требованиями не согласился. Судом постановлено приведенное выше решение. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения как не основанного на законе. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. Судом первой инстанции установлено, что 03.02.2010 г. помощник Сыктывкарского транспортного прокурора направил начальнику Сыктывкарской таможни Корнилову А.Г. запрос о предоставлении в срок до 09.02.2010 г. информации за 2009 год о количестве внесенных Сыктывкарским, Сосногорским, Воркутинским и Печорским транспортными прокуратурами представлений об устранении нарушений закона (раздельно); сообщении, по всем ли представлениям Сыктывкарской таможней проведены служебные проверки; в случае если проверки не проводились, предложил представить личное объяснение о причинах неисполнения требований пп.2 п.5 раздела II Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС РФ от 02.09.2008 г. Письмом от 09.02.2010 г. Сыктывкарская таможня сообщила, о внесении в 2009 году транспортными прокурорами представлений об устранении нарушений закона: Сыктывкарским транспортным прокурором – 5, Сосногорским – 3, Воркутинским – 2; Печорским транспортным прокурором представления не вносились. Служебные проверки не проводились по трем представлениям. В первом случае – вследствие того, что указанные в представлении нарушения были выявлены таможней самостоятельно в ходе целевой проверки Воркутинского таможенного поста, по результатам которой было принято решение об отсутствии оснований для привлечения должностных лиц таможенного поста к дисциплинарной ответственности. К моменту же внесения представления сроки наложения дисциплинарного взыскания истекли. В остальных случаях указанные в представлениях нарушения допущены государственными гражданскими служащими. 19.03.2010 г. исполняющим обязанности Сыктывкарского транспортного прокурора в адрес начальника Сыктывкарской таможни вынесено предостережение о недопустимости нарушений закона и разъяснено, что впредь не назначение и не проведение служебных проверок по представлениям прокурора об устранении нарушений закона может быть расценено как умышленное неисполнение законных требований прокурора и может повлечь установленную законом ответственность по ст.17.7 КоАП РФ. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из вывода о том, что у транспортного прокурора отсутствовали основания к вынесению предостережения, предусмотренные ст.25.1 Федерального закона «О прокуратуре» и п.1.2 Указания Генеральной прокуратуры от 06.07.1999 г. №397. Вывод суда является правильным. Согласно ст.24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В соответствии со ст.25.1 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 г. №2202-1 в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. В соответствии с п.1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999 г. №397 основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Из материалов дела следует, что за рассматриваемый период /2009 год/ в адрес начальника Сыктывкарской таможни вносилось десять представлений транспортных прокуроров об устранении нарушений закона, по трем из них служебные проверки не проводились: 1) представление заместителя Северо-Западного транспортного прокурора от 27.05.2009 г. №16/2-2-2009; 2) представление Воркутинского транспортного прокурора от 30.07.2009 г. №07-07-09; 3) представление и.о.Сыктывкарского транспортного прокурора от 30.09.2009 г. №23/2-02. Представления включали указания на установленные транспортными прокурорами нарушения со стороны сотрудников таможенного органа и требования о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенного органа, допустивших нарушения. Указанные представления рассмотрены Сыктывкарской таможней на оперативных совещаниях с участием прокуроров, по ним даны ответы (29.06.2009 г., 17.08.2009 г., 10.11.2009 г. соответственно). В соответствии с письмом от 29.06.2009 г. изложенные в представлении факты частично подтвердились, нарушения в части неправильного датирования записей в КУСП №1 и правильности ведения книги устранены; приказом таможни за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к оперативному дежурному таможни /ответственному за выявленные нарушения/ применены меры материального воздействия; вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности оперативного дежурного в связи с истечением сроков для наложения взыскания повторно не рассматривался; с выводом прокурора о том, что в таможне отсутствует должный контроль обоснованности принятия решений о прекращении дел об административных правонарушениях в связи с малозначительностью, таможня согласиться не может. В ответе от 17.08.2009 г. указано, что сроки для наложения дисциплинарного взыскания на момент рассмотрения представления истекли. Выявленные в ходе проверки недостатки не представляют собой существенных нарушений валютного законодательства РФ либо угрозы экономическим интересам государства. С должностными лицами Воркутинского таможенного поста проведено учебное занятие. Начальник таможни полагает, что принятые таможней меры достаточны для устранения недостатков и адекватны им. Из ответа следует, что указанные прокурором нарушения выявлены при проведении проверки самим таможенным органом до вынесения представления. Согласно информации таможни от 10.11.2009 г. по результатам рассмотрения представления и.о.Сыктывкарского транспортного прокурора от 30.09.2009 г. должностным лицам отдела таможенной инспекции указано на необходимость неукоснительного соблюдения требований правовых актов, регламентирующих проведение таможенных ревизий, повышения личной ответственности при проведении ревизий; начальнику отдела таможенной инспекции указано на необходимость усиления контроля над деятельностью подчиненных должностных лиц; принято решение о применении к должностным лицам отдела таможенной инспекции мер материального воздействия в виде лишения /снижения/ премии. Суду первой инстанции не представлено сведений о принятии каких-либо иных мер прокурорского реагирования по фактам выявленных нарушений после получения приведенных ответов о результатах рассмотрения представлений, из чего суд сделал обоснованный вывод о том, что полученная информация содержала сведения о принятии достаточных мер по прокурорским актам. Согласно Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 02.09.2008 г. №1083 /на которую имеется ссылка в оспариваемом предостережении/, в случае если дисциплинарной ответственности следует подвергнуть сотрудника таможни, проходящего службу в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 г. №114-ФЗ, начальником таможни принимаются незамедлительные меры по проведению служебной проверки. При этом на основании со ст.59 Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 г. №79-ФЗ служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. В силу указанных обстоятельств и приведенных правовых норм суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований у транспортного прокурора к вынесению предостережения, предусмотренные ст.25.1 Федерального закона «О прокуратуре» и п.1.2 Указания Генеральной прокуратуры от 06.07.1999 г. №397, т.к. по делу не представлены достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Доводы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований рассмотрев фактически вопрос о законности представлений прокуроров, не может быть принят во внимание как на основание для отмены решения, поскольку не оценив все доказательства по делу в их совокупности, невозможно решить вопрос об обоснованности вынесенного предостережения. Остальные доводы жалобы по существу рассмотрены судом первой инстанции с надлежащей их оценкой, с которой судебная коллегия соглашается. Судебная коллегия, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывкарского городского суда от 1 июня 2010 г. оставить без изменений, а кассационную жалобу Сыктывкарского транспортного прокурора без удовлетворения. Председательствующий Иванова Е.А.. Судьи Алексеева С.Ф. Юдин А.В.