Судья Круковская А.В. Дело № 33-3408/2010 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Ивановой Е.А., судей Алексеевой С.Ф., Юдина А.В., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 12 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 марта 2010 года, по которому Признано право Анохина Владимира Вячеславовича, Дата обезличена года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ..., на получение жилищной субсидии для получения жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией шахты «Промышленная». Возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городского округа Воркута включить Анохина Владимира Вячеславовича, Дата обезличена года рождения, уроженца ..., проживающего по адресу: ..., в списки на получение жилищной субсидии для получения жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией шахты «Промышленная» с учетом стажа работы в организациях угольной отрасли. Возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Анохину Владимиру Вячеславовичу, Дата обезличена года рождения, уроженцу ..., проживающему по адресу: ..., жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа. Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А Анохин В.В. обратился в суд с иском об обязании МО ГО «Воркута» включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами РКС в связи с ликвидацией шахты «Промышленная», обязании Министерство по энергетике через администрацию МО ГО «Воркута» выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование иска указал, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты «Промышленная», нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законом. Его трудовой стаж в угольной промышленности начался с 13.12.82 г., общий трудовой стаж в РКС на момент ликвидации шахты составил более 12 лет. Жилья в других регионах РФ не имеет. Истец в судебном заседании не участвовал, его представитель на заявленных доводах настаивал. Ответчики, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, своих представителей не направили. В письменных отзывах на исковое заявление требования истца не признали. Представители третьих лиц ГУ «Соцуголь», ОАО «Воркутауголь» в судебном заседании участия не принимали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что Анохин В.В. с 09.07.1983 года работал на шахте «Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь» в должности подземного горнорабочего очистного забоя 5 разряда. 23.04.1995 года, в связи с предстоящей ликвидацией шахты, на основании п.5 ст.29 КЗоТ РФ переведен на шахту «Юр-Шор», где отработал с 24.04.1995 года по 20.05.1997 года. Далее истец с 11.01.1999г. по 13.06.1999г. работал на шахте «Заполярная» филиал ОАО «Воркутауголь», а с 15.06.1999г. по настоящее время работает на шахте «Воркутинская» ОАО «Воркутауголь» в должности горнорабочего очистного забоя 5 разряда. Трудовой стаж Анохина В.В. на предприятиях угольной промышленности и в районах Крайнего Севера на момент увольнения с шахты «Промышленная» составлял более 10 лет. Истец не имеет жилья за пределами г. Воркуты, ранее не получал жилищной субсидии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.1995 года № 969 принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного предприятия «Шахта Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь». Установлено, что ГП «Шахта Промышленная» ликвидировано по решению суда 23.06.2005 года. На шахте «Промышленная» разработано Положение о порядке формирования списков очередности распределения и предоставления жилья за пределами г. Воркуты для работников шахты «Промышленная» объединения «Воркутауголь» в связи с ее ликвидацией. Согласно п. 1.1 Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «Промышленная» в связи с ее ликвидацией, устанавливались следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г. Воркуты: работающие пенсионеры, отработавшие в системе ОВУ 10 и более лет; работники предпенсионного возраста, отработавшие в системе ОВУ 10 и более лет, которым с момента закрытия шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию; семьи работников шахты, погибших в результате несчастного случая на производстве, инвалиды труда 1 и 2 групп не зависимо от стажа работы в ОВУ; работники шахты, имеющие инвалидность 1 и 2 групп от общего заболевания, независимо от стажа их работы в объединении; работники не зависимо от стажа работы в ОВУ, имеющие в составе семей детей – инвалидов с детства, работники, потерявшие трудоспособность в результате увечья, полученного на шахте и продолжающих работать на ш.«Промышленная» на момент принятия решения о ее ликвидации. Истец в списках лиц, включенных в очередь на получение жилья за пределами г. Воркута в связи с ликвидацией ш. «Промышленная» не значится. Удовлетворяя требования истца, суд исходил из положений Федерального закона № 123-ФЗ от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», которым статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ». Поскольку, указанным Федеральным законом для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии лишь при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами РКС в связи с ликвидацией шахты «Промышленная». Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. Довод кассационной жалобы на незаконность решения суда в части возложения обязанности по выделению жилищной субсидии на Министерство энергетики РФ не может быть принят во внимание, поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию. Таким образом, для того, чтобы МО ГО «Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделении этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию. С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 31 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения. Председательствующий Е.А. Иванова Судьи С.Ф. Алексеева А.В. Юдин