обжалование постановления судебного пристава-исполнителя



Судья Попова Т.А. Дело № 33-3349/2010

                                                                                      

ОПРЕДЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 08 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Юсупова В.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 мая 2010 года, по которому отказано Юсупову В.И. в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ОСП от 11 мая 2010 года о взыскании исполнительского сбора.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Юсупов В.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП от 11 мая 2010 года о взыскании исполнительского сбора в размере 1050 руб.

В судебное заседание Юсупов В.И. не явился.

Судебный пристав - исполнитель ОСП и представитель ОСП УФССП с требованиями не согласились.

Суд постановил указанное решение.

В кассационной жалобе Юсупов В.И. просит решение суда отменить, как незаконное.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13.10.2009 с Юсупова В.И. в пользу Александрова А.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 руб.

08.12.2009 взыскателем Александровым А.А. исполнительный лист был предъявлен в ОСП на принудительное исполнение с заявлением произвести взаимозачет с должником Юсуповым В.И.

10.12.2009 судебным приставом-исполнителем в отношении Юсупова В.И. было возбуждено исполнительное производство Номер обезличен. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, о чем предлагалось немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 500 руб.

14.12.2009 копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику заказной корреспонденцией, согласно почтовому уведомлению получена им 16.12.2009. 

16.12.2009 Александровым А.А. судебному приставу-исполнителю ... подано заявление о проведении зачета встречных однородных требований Юсупова по исполнительным листам в порядке, предусмотренном ст. 410 ГК РФ.

16.12.2009 судебный пристав-исполнитель внесла изменения в постановление о возбуждении исполнительного производства от 10.12.2009г. в части указания правильных данных взыскателя Александрова А.А.

Согласно почтовому уведомлению о вручении копия постановления получена Юсуповым В.И. 23.12.2009.

21.01.2010 судебным приставом-исполнителем ... вынесено постановление, по которому произведен взаимозачет встречных однородных требований между Юсуповым В.И. и Александровым А.А. в рамках исполнительных производств Номер обезличен и Номер обезличен. Суммы задолженности в пользу каждого из должников и взыскателей считать взысканной в полном объеме.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11.05.2010 с должника Юсупова В.И. взыскан исполнительский сбор в размере 1050 руб.

Согласно статье 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований устанавливается судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов

Частью 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 3 названной статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Отказывая Юсупову В.И. в заявленных требованиях, суд исходил из непринятия Юсуповым В.И. в установленный судебным приставом - исполнителем срок до 28.12.2010 мер по добровольному исполнению требований исполнительного документа, а также непредставление судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности такого исполнения в установленный срок по уважительным причинам.

С выводами суда судебная коллегия не соглашается, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам и требованиям Федерального закона "Об исполнительном производстве".

На основании ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об исполнительном производстве" в своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 ст.12 Федерального закона "О судебных приставах" на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор по своей правовой природе является санкцией штрафного характера, применяемой к должнику за неисполнение требований исполнительного документа по его вине, причина введения законодателем такого рода санкции - низкая эффективность исполнительного производства в Российской Федерации, что создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Из материалов дела следует, что Александров А.А, предъявляя 08.12.2009 к исполнению исполнительный лист о взыскании с Юсупова В.И. 15000 руб., просил произвести взаимозачет с должником Юсуповым В.И. по имеющейся у Александрова А.А. задолженности перед Юсуповым В.И. Указанное им подтверждено и предъявленным заявлением от 16.12.2010. При этом заявления Александрова А.А. от 08.12.2010 и 16.12.2010 рассмотрены и удовлетворены постановлением судебного пристава-исполнителя лишь 21.01.2010.

При установленных обстоятельствах, у судебного пристава-исполнителя не было оснований для установления срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, поскольку проведение зачета встречных требований в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" входит в полномочия судебного пристава-исполнителя. Взыскание исполнительного сбора с Юсупова В.И. как санкции штрафного характера, применяемой к должнику за неисполнение требований исполнительного документа по его вине является незаконным.

Исходя из этих обстоятельств, вывод суда о вынесении постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора в точном соответствии с нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве" и отсутствием оснований для признания его незаконным является необоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Поскольку по делу установлены фактические обстоятельства, судебная коллегия находит возможным вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от 11.05.2010 о взыскании с должника Юсупова В.И. исполнительского сбора в размере 1050 руб.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 мая 2010 года отменить.

Вынести новое решение: заявление Юсупова В.И. удовлетворить;

постановление судебного пристава-исполнителя ОСП УФССП от 11.05.2010 о взыскании с должника Юсупова В.И. исполнительского сбора в размере 1050 руб. отменить.

Председательствующий -

                                                                                           

Судьи-     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200