льготы вдовам умерших инвалидов ЧАЭС



Судья ...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Юдина А.В., Головкова В.Л.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 19 июля 2010 года

дело по кассационной жалобе Потапенко Тамары Александровны на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июня 2010 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Потапенко Тамары Александровны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» об обязании произвести оплату в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией отказано;

в удовлетворении исковых требований Потапенко Тамары Александровны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» о перерасчете оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом, электроэнергией отказано;

 в удовлетворении исковых требований Потапенко Тамары Александровны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» о предоставлении мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2,3,7,8,12,13,14,15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отказано;

заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Потапенко Т.А. обратилась в суд к УСЗН по г. Ухта об обязании производить оплату в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, о перерасчете оплаты за пользование жилищно-коммунальными услугами, начиная с января 2009 года и обязании предоставлять иные льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Впоследствии истица исковые требования уточнила: просила обязать ответчика производить оплату в размере 50 % за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, произвести перерасчёт оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, начиная с января 2009 года и по день вынесения решения, а также обязать ответчика предоставлять меры социальной поддержки, предусмотренные п.п. 2, 3, 7, 8, 12, 13, 14, 15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Определением суда от 24 марта 2010 года ответчик УСЗН по г. Ухта заменён правопреемником – ГУ РК «ЦСЗН г. Ухты».

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Потапенко Т.А. с решением суда не согласна и просит его отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что Потапенко Т.А. зарегистрирована и проживает по адресу: ..., ..., ..., ...; является вдовой умершего Дата обезличена участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ФИО6

ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения» истице предоставляется льгота в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади.

Разрешая спор, суд руководствовался Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и пришел к правильному выводу о том, что вдовы умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право только на получение льготы по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а льгота по оплате коммунальных услуг, установленная для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также для инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на членов их семей, в том числе вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не распространяется.

   Вывод суда основан на положениях указанного Закона, и оснований не соглашаться с ним не имеется.

   По смыслу положений п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции от 24 ноября 1995 г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», льгота в виде скидки в размере 50 процентов от установленный платы за пользование коммунальными услугами предоставлялась только гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. На членов их семей указанная льгота не распространялась.

 Норма п.3 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в действующей редакции аналогична норме, содержавшейся в её пункте 4 до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

 Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, а лишь уточнила формулировку ранее действовавшей правовой нормы без изменения ее содержания.

Таким образом, льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22 августа 2004 года), так же, как и в ранее действовавшей редакции, на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, в том числе вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Законом не распространяется.

Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 15 в системной связи с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года следует, что вдовы умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС пользуются только льготой по оплате в размере 50 % занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), поскольку указанная правовая норма установлена законодателем в целях подтверждения права тех членов семьи участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, на которых распространялись меры социальной поддержки, установленные п. 3 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года, на продолжение их получения после смерти участника ликвидации

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п.п.2,3,7,8,12,13,14,15 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года, так как права на эти меры социальной поддержки истица не имеет.

Приведенные в кассационной жалобе доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

               

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 11 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Потапенко Тамары Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Л. Теплякова

Судьи А.В. Юдин

                                                                                     В.Л. Головков

-32300: transport error - HTTP status code was not 200