Судья Сухопаров В.И. Дело № 33-3193/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Махлинец Т.В., рассмотрела в судебном заседании 05 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 19 мая 2010 года, по которому Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворены. На Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность в срок до 05 июня 2010 года направить в государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Кузнецовой ФИО17 заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения. Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» обязано в течение трех рабочих дней после получения из Агентства Республики Коми по социальному развитию извещения о необходимости предоставления Кузнецовой ФИО18 заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, обеспечить доведение указанного извещения до сведения Кузнецовой ФИО19. Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., заключение прокурора ФИО7, полагавшей об оставлении решения без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд в интересах Кузнецовой Т.Р. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о возложении обязанности на Агентство Республики Коми по социальному развитию направить ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Кузнецовой Т.Р. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, на ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» в течение трех рабочих дней после получения извещения довести указанное извещение до сведения Кузнецовой Т.Р. В обоснование требований указав, что Кузнецова Т.Р., имеющая статус «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Агентством Республики Коми по социальному развитию не выполнены требования законодательства о направлении извещения о необходимости представления гражданами заявлений на предоставление единовременных денежных выплат. В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала. Истец Кузнецова Т.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала. Представитель ФИО16 действующий по доверенности в интересах ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее по тексту – Агентство), с исковыми требованиями не согласился. Представитель ответчика ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суд принял приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением суда, полагает, что согласно разъяснениям Министерства Регионального развития Российской Федерации бывшие узники фашизма обеспечению жильем, в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», не подлежат, поскольку законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны. Изучив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда. Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами их союзниками в период второй мировой войны» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предусмотрено предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения; Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан: -вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; -относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Пунктами 7, 8, 9 «Порядка предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», утвержденного постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58 предусмотрено, что Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее по тексту – Агентство), исходя из объема субвенций, передаваемых в установленном порядке в соответствующем финансовом году, на основании республиканского списка направляет в государственные учреждения Республики Коми - центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения извещения о необходимости представления гражданами заявлений на предоставление единовременных денежных выплат. Центры по предоставлению государственных услуг в течение трех рабочих дней после получения извещения Агентства обеспечивают доведение указанного извещения до сведения граждан. В соответствии с п. 5 разъяснения Минтруда РФ от 07.07.1999 № 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 N ГКПИ08-1851) при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. Материалами дела установлено, что Кузнецова Т.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет, как имеющая право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья на основании постановления главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № Номер обезличен В марте 2010 года Агентством в адрес ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» направлены письма-извещения о необходимости предоставлении гражданами заявлений на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья гражданам указанных выше категорий. Вместе с тем, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» указанные выше письма-извещения, предназначенные для вручения гражданам, относящимся к категории «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», включая и Кузнецову Т.Р., возвращены в адрес Агентства. Установив приведенные обстоятельства, а также положения приведенных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеют такой же объем льгот, как и участники Великой Отечественной войны. Какие – либо исключения по объему предоставления льгот для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны по отношению к участникам Великой Отечественной войны действующим законодательством не предусмотрены. Доводы кассационной жалобы о том, что бывшие узники фашизма не подлежат обеспечению жильем в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», с указанием на разъяснения заместителя министра Регионального развития Российской Федерации, не являются основанием для отмены решения, поскольку они противоречат действующему законодательству. Обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, судом установлены полно, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права, суд дал надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам с учётом требований процессуального закона. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 27 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-