квартира сироте



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Кашин Н.А. Дело № 33-3366/2010г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрела в судебном заседании 08 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Агентства ... на решение Усинского городского суда от 31 марта 2010 года, по которому исковые требования Родионовой О.Н. к Агентству ... о предоставлении благоустроенного жилого помещения - удовлетворены.

         Агентство ... по социальному развитию обязано предоставить Родионовой О.Н. благоустроенное жилое помещение в г. ..., отвечающее санитарным и техническим нормам, на состав семьи один человек в виде отдельной квартиры по норме предоставления не менее 33 квадратных метра общей площади.

         Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения прокурора Нестерова М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.... в интересах Родионовой О.Н. обратился в суд с иском к Агентству ... по социальному развитию и к Администрации муниципального образования городской округ "..." о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, как сироте. В обоснование требований он указал, что администрация МО ГО «...» 18 ноября 2004 года г. предоставила ей комнату в общежитии общей площадью 11,5 кв.м. В 2006 г. как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда ..., однако в 2009 году с указанного учета снята в связи со снятием статуса общежития и присвоения статуса помещения в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда.

В судебном заседании прокурор и истец поддержали лишь исковые требования к Агентству ... по социальному развитию.

Представитель администрации МО ГО «...» в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что предоставленное истице жилое помещение не является благоустроенным и предоставлено ей временно на период до предоставления благоустроенного жилого помещения Агентством ... по социальному развитию.

Управление социальной защиты населения Агентства ... по социальному развитию по г. ... в судебное заседание представителя не направило.

Агентство ... по управлению имуществом своего представителя для участия в судебном заседании не направило, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство ... по социальному развитию не согласно с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора, неправильно оценил исследованные в судебном заседании доказательства, необоснованно возложил на Агентство ... по управлению имуществом обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку истец была обеспечена жильем в виде общежития администрацией муниципального образования, в силу закона права, которые вытекали из договора найма жилого помещения в общежитиях, преобразовались в права по договору социального найма.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.               

Из материалов дела следует, что 18 января 1994 года несовершеннолетней Родионовой О.Н. назначен опекун ..., назначено ежемесячное государственное пособие.

18 ноября 2004 года с Родионовой О.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения – комнаты Номер обезличен площадью 11.3 кв. метра в общежитии, расположенном по адресу: .... Учетная норма площади жилого помещения установлена на территории МО «...» в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 квадратных метров.

12 апреля 2006 года Родионова О.Н. обратилась в Администрацию МО ГО «...» с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С 16 мая 2006 года она состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в отделе по учету, распределению жилья и переселению администрации городского округа «...».

Приказом Министерства образования и высшей школы ... от 09 августа 2007 г. № 1793 была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми за № Номер обезличен.

Постановлением главы администрации МО ГО «...» № 874 от 06 июля 2007 г. с жилого здания по адресу: ... статус общежития снят, жилым помещениям был присвоен статус жилых помещений в многоквартирных домах муниципального жилищного фонда. По этой причине приказом Агентства ... по социальному развитию Номер обезличен от 18 марта 2009 г. Родионова О.Н. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда ....

При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Право детей-сирот на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми установлено пунктом 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года N 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма».

Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 09 октября 2006 N 252 "Об органах исполнительной власти Республики Коми, осуществляющих принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма" принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно сослался на отсутствие предусмотренных законом оснований для снятия истца с учета нуждающихся в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона Республики Коми № 54-РЗ от 04 июля 2006 г. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» основанием для снятия Родионовой О.Н. с учета явилось выявление в представленных Родионовой О.Н. в уполномоченный орган документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет.

Пунктом 1 статьи 3 Закона установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане из числа перечисленных в статье 1 настоящего Закона категорий, в том числе детей-сирот:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Родионова О.Н. была поставлена на учет как проживающая в одной комнате по договору найма жилого помещения в общежитии. Занимаемое ею жилое помещение продолжало оставаться общежитием на момент ее обращения в администрацию муниципального образования о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2006 году, до вступления в силу Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", который вступил в силу 11 июля 2006 года.

Изменение порядка предоставления жилья при необеспечении истца жилым помещением в установленном порядке, нуждаемости его в предоставлении жилья, не может быть признано достаточным основанием, влекущим отказ в иске.

При таких обстоятельствах само по себе снятие с жилого здания статуса общежития постановлением Главы администрации муниципального образования от 06 июля 2007 года не свидетельствует о том, что на момент вынесения приказа Министерства образования и высшей школы ... от 09 августа 2007 г. № 1793 в представленных Родионовой О.Н. в уполномоченный орган документах имелись сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на учет.

Удовлетворяя исковые требования, суд правильно указал, что Родионова О.Н. не может быть признана лицом, обеспеченным жильем в порядке реализации ее прав лица, относящегося к категории детей-сирот, поскольку предоставленное ей помещение не отвечает требованиям закона.

В соответствии с частью 6 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 Жилищного кодекса, то есть при предоставлении освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире.

 Согласно частью 2 статьи 10 Закона Республики Коми № 54-РЗ от 04 июля 2006 г. «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» жилые помещения указанной категории граждан предоставляются в виде отдельной квартиры по норме 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина. Жилое помещение - комната, предоставленная Родионовой О.Н., не отвечает всем выше указанным требованиям.

По изложенным основаниям судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что обязанность по предоставлению Родионовой О.Н. жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми как гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на Агентство ... по социальному развитию.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права, по доводам кассационной жалобы.

         Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

        

                   Решение Усинского городского суда от 31 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства ... по социальному развитию – без удовлетворения.

Председательствующий                                                  

Судьи                                                                                  

-32300: transport error - HTTP status code was not 200