ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Воробьева Е.А. Дело № 33 - 3554/2010 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Кретова В.В., судей Ивановой Н.Г., Перминовой Н.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 19 июля 2010 г. дело по кассационной жалобе ООО на решение Усинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2010 года, по которому исковые требования прокурора в интересах Российской Федерации, Управления о признании незаконным бездействия ООО по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от .... по реализации особых условий лицензии № ... и обязании исполнить указанные мероприятия, удовлетворены. Признано незаконным бездействие ООО по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от .... по реализации особых условий лицензии № ... ООО обязано в срок до .... выполнить пункт 5 плана мероприятий по реализации оператором сети связи ООО особых условий лицензий Министерства РФ по связи и информатизации РФ № ..., № ..., № ... по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг передачи данных голосовой информации и телепатических служб, утвержденного .... Взыскана с ООО государственная пошлина в доход МО ГО «...» в размере ... рублей. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснения представителя ООО Ларионова А.В. представителей Управления Челпанова А.Н. и Афанасьева А.А., прокурора Нестерова М.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Управления о признании незаконным бездействия ООО по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от .... по реализации особый условий лицензии № .... В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, просил также обязать ООО исполнить пункт 5 плана мероприятий от .... по реализации особых условий лицензии № ... в срок до .... Представитель Управления в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставив письменное мотивированное мнение по заявленному иску, в котором исковые требования поддержал. Представитель ООО в судебном заседании исковые требования не признал. Усинский городской суд постановил приведенное решение. В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, проведенной прокуратурой проверкой исполнения ООО законодательства о связи при реализации уполномоченными государственными органами оперативно-розыскных мероприятий, установлено, что взаимодействие ООО с Управлением осуществляется на основании утвержденного .... плана мероприятий по реализации ООО особых условий лицензии. Пунктом 5 плана мероприятий предусмотрено заключение контракта на поставку оборудования системы оперативно-розыскных мероприятий. В обоснование требований прокурор ссылался на то, что ООО уклоняется от выполнения этого пункта плана мероприятий, ссылаясь на то, что пункт 5 обязано выполнить Управление. При рассмотрении дела суд руководствовался положениями нормативных актов, регулирующих права и обязанности оператора связи и уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Положениями части 4 статьи 6, статьи 19 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность. Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Принятым во исполнение указанного Федерального закона Указом Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» № 891 от 01.09.1995г. устанавливается, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи (далее - объекты связи), в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности. Развитие оперативно-технических возможностей на объектах связи должно осуществляться органами федеральной службы безопасности или органами внутренних дел Российской Федерации при долевом финансировании других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Пунктами 2, 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4 ст.64 Закона). В соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. № 538, сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пунктом 13 Правил предусмотрено, что технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения. Указанные точки подключения в субъекте Российской Федерации определяются органом федеральной службы безопасности. В соответствии с Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008г. № 6, технические средства ОРМ, к которым относится оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом (пункт 6). Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10). Технические условия, устанавливаемые уполномоченным органом, должны содержать: а) местонахождение точки подключения технических средств ОРМ; б) местонахождение точки подключения базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных абонентам оператора связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи); в) требования к линиям (каналам) связи, соединяющим технические средства ОРМ с пунктом управления ОРМ (пункт 11). В случае применения в сети связи оператора связи средств связи, для которых не установлены требования в части выполнения установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, оператор связи на основании обращения взаимодействующего подразделения предоставляет ему технологическое помещение, требования к которому приведены в приложении к настоящим Требованиям (пункт 12). Таким образом, как Федеральным законом, так и принятыми в соответствии с ним нормативными актами на оператора связи возлагается обязанность по реализации требований к средствам связи, к которым относится оборудование средств связи, размещаемое на узлах связи сети связи оператора связи и подключаемое оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом. Ссылка суда на то, что точка подключения определена в письме Управления, направленном в адрес ООО от .... за № ..., и по сути является точкой разграничения ответственности, не может быть признана обоснованной без установления соответствия указанным в письме условиям подключения требованиям нормативных актов. Ответчик не возражал против самого размещения оборудования на узле связи, а его возражения заключались в том, что приобретение средств ОРМ входит в обязанности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Однако суд не установил, что представляет собой оборудование, требование о приобретении которого заявил прокурор, какими техническими условиями предусмотрено его размещение, где находится точка подключения технического средства, без чего невозможно установить, относится ли данное оборудование к средствам связи либо же к оперативно-техническим средствам ОРМ уполномоченного органа. От установления этого обстоятельства зависит и решение вопроса о том, за счет чьих средств должно быть приобретено оборудование. При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, привлечь специалиста для получения консультаций и пояснений, с учетом имеющихся в материалах дела и вновь представленных доказательств установить имеющие значения для дела обстоятельства, правоотношения сторон, вынести законное и обоснованное решение, устранив отмеченные нарушения в применении норм материального права. На основании ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Усинского городского суда от 31 мая 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Судьи