Судья Найдина Г.В. Дело № 33-3642/2010 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Юдина А.В., Головкова В.Л., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 22 июля 2010 года дело по кассационному представлению прокурора г.Ухты на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 мая 2010 года, которым отказано в удовлетворении требований прокурора г.Ухты к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет Степанова ... в качестве нуждающегося в жилом помещении и об обязании признать его нуждающимся в жилом помещении, Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., поддержавшей кассационное представление прокурора г.Ухты, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Ухты обратился в суд с иском в интересах Степанова Н.С. к администрации МОГО "Ухта" о признании незаконными действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности по признанию его нуждающимся в жилом помещении. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Степанов Н.С. относится к категории граждан, пользующихся льготами, предусмотренными Федеральным законом РФ "О ветеранах". Дата обезличенаг. Степанов Н.С. обратился с заявлением в администрацию МОГО "Ухта" о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но в удовлетворении заявления ему было отказано. Данный отказ считает необоснованным, так как Степанов Н.С. с Дата обезличенаг. имеет регистрацию и проживает вместе с дочерью и правнуком в принадлежащей дочери двухкомнатной квартире, общей площадью ... кв.м.. Фактически Степанов Н.С. не является членом семьи ФИО7, поскольку проживает в указанном жилом помещении вынуждено, по причине отсутствия собственного жилья и необходимости в получении ухода. На учете нуждающихся в администрации МОГО "Ухта" Степанов Н.С. не состоял и не состоит, своего жилья не имеет. В соответствии со ст.15 Федерального закона РФ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного закона. В судебном заседании помощник прокурора г.Ухты Нургазина Н.Т. исковые требования поддержала. Представитель администрации Муниципального образования городского округа "Ухта" Белонин П.В. исковые требования не признал. Судом вынесено вышеуказанное решение. В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь при этом на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. В обоснование представления указано, что судом необоснованно не приняты во внимание доводы о вынужденном характере проживания Степанова Н.С. совместно с дочерью в принадлежащей ей квартире. Соответственно, полагает неверным вывод суда об отсутствии оснований для постановки Степанова Н.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Как установлено судом первой инстанции, Степанов ..., Дата обезличена г.р., в соответствии с удостоверением серии Номер обезличен Номер обезличен, выданным учреждением социальной защиты населения ... ... Дата обезличенаг., имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Отечественной войны. В соответствии с п.п.4 п.1 ст.14 ФЗ РФ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании ч.1 ст.23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение указанных положений закона Правительством Республики Коми принято Постановление Правительства РК от 22.03.2010 N 58 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", которым утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения". Таким образом, нормами федерального законодательства и принятых в порядке их исполнения правовых актов Республики Коми установлен порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона РФ "О ветеранах". К числу таковых относится и Степанов Н.С.. Из системного анализа вышеуказанных правовых норм следует, что право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета имеют перечисленные в законе лица, в том числе инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных законом критериев. Таким образом, обязательным условием при определении права лица на получение указанной меры социальной поддержки является установление его нуждаемости в улучшении жилищных условий. В свою очередь, критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий специально для указанной категории граждан законодатель не определил, а потому подлежит применению общий порядок определения нуждаемости в жилье, установленный нормами ст.51 Жилищного кодекса РФ. В данном случае, как правильно установлено судом первой инстанции, исходя из положений ст.51 Жилищного кодекса РФ, Степанов Н.С. не относится к категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, из материалов дела следует, что Степанов Н.С. проживает в благоустроенной и пригодной для проживания квартире, расположенной по адресу :..., ..., ..., принадлежащей дочери - ФИО7 с Дата обезличена г., вместе с ней и правнуком - ФИО13, имеет постоянную регистрацию в указанной квартире. При этом из объяснений ФИО7 следует, что Степанов Н.С. проживает с ней длительное время, был вселен ею в квартиру в качестве члена семьи, имеет постоянную регистрацию, она ухаживает за ним и ведет с ним общее хозяйство. Также из объяснения дочери Степанова Н.С.- ФИО7 следует, что ранее Степанов Н.С. проживал в квартире, расположенной в ... ... вместе с сожительницей, но после того как был парализован указанную квартиру оставил и переехал к дочери, с которой проживает до настоящего времени. Все изложенное свидетельствует о том, что в силу положений ст.31 ЖК РФ Степанов Н.С. приобрел статус члена семьи собственника жилого помещения и является таковых в настоящее время, имея при этом равное с собственником право пользования квартирой. В этом случае нормами п.п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ предусмотрено, что он может быть признан нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В данном случае Решением Совета муниципального образования городского округа "Ухта" №23 от 01.03.2006г. учетная норма общей площади жилого помещения для постановки граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО "Ухта" определена в 11 кв.м. на каждого члена семьи. Учитывая, что общая площадь занимаемой Степановым Н.С., ФИО7 и ФИО13 квартиры составляет ... кв.м., размер площади, приходящейся на каждого члена семьи, равен ... кв.м., что выше учетной нормы, установленной в г.Ухте Республики Коми. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для признания Степанова Н.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий, и обоснованности отказа администрации МОГО "Ухта" в постановке Степанова Н.С. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В кассационном представлении прокурор ссылается на те же обстоятельства, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, давшего им надлежащую правовую оценку, подробно изложенную в решении суда. При этом коллегия также не может согласиться с доводами прокурора о том, что Степанов Н.С. не приобрел право пользования квартирой дочери, поскольку из представленных в суд доказательств следует обратный вывод. Таким образом, коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационного представления своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и с учетом изложенного коллегия считает, что обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 27 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора г.Ухты - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: