Судья Костенко Е.Л.. Дело № 33-4037/10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего: Тепляковой Е.Л., Судей: Белова Н.Е. и Юдина А.В., При секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 12 августа 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2010 года, по которому иск Черниговской ... удовлетворен: возложена обязанность на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» включить Черниговскую ... в списки на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты «Южная»; возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить и предоставить Черниговской ... жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «Южная», в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на Дата обезличена. Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о постановке в очередь на получение жилищной субсидии за пределами г. Воркуты. Просила суд признать право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ; обязать Министерство энергетики РФ через администрацию МО ГО «Воркута» выделить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами РК; обязании администрации МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами РК за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. Истец в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца в судебном заседании требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме. Министерство энергетики РФ надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, уважительных причин неявки представителя не сообщило и не просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представитель администрации МО ГО» Воркута» в судебное заседание не явился. Суд посчитал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц и постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации с решением суда не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает. Судом установлено, что Черниговская В.В. в период с Дата обезличена по Дата обезличена работала на «Шахте «Южная» Производственного объединения «Воркутауголь». Трудовой договор расторгнут Дата обезличена в связи с ликвидацией предприятия. Таким образом, стаж работы истца в организациях угольной промышленности г.Воркуты (РКС) по состоянию на Дата обезличена (на момент расторжения трудового договора) составил: 11л.03м.24д. Из Устава Государственного предприятия «Шахты «Южная», входящей в состав производственного объединения «Воркутауголь» усматривается, что «Шахта «Южная» является государственным предприятием, входит в состав производственного объединения по добыче угля «Воркутауголь», действует как самостоятельный хозяйствующий субъект, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков (п.1.1 Устава). Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.1996г. №385 установлено, что принять предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственных предприятий "Шахта "Юнь-Яга" и "Шахта "Южная" производственного объединения "Воркутауголь". Конференцией трудового коллектива шахты «Южная» 26 мая 1996 года было принято Положение о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Южная» в связи с ее ликвидацией. Согласно п.1.1 Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «Южная» в связи с ее ликвидацией, устанавливаются следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты: работающие пенсионеры; инвалиды 1 и 2 группы по труду и увечью; инвалиды 1 и 2 группы от общего заболевания; инвалиды 3 группы от полученного увечья на производстве и профессионального заболевания; работники шахты «Южная» переведенные на другие предприятия ОВУ по согласованию, а так же в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией, имеющие право на переселение; семьи погибших шахтеров; работники шахты, имеющие в составе семьи детей инвалидов с детства; работники предпенсионного возраста, которым с момента ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию (согласно заключенного с ними контракта). В материалы дела представлены списки высвобождаемых работников с ликвидируемой шахты «Южная», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления города Воркуты принято решение о предоставлении безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья по состоянию на 01.01.2008г. (из 18 человек), по состоянию на 01.01.2009г. (из 14 человек). Черниговская В.В. в сформированные списки включена не была. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Материалами дела установлено, что истица была уволена с ПО «Воркутауголь» шахты «Южная» Дата обезличена в связи с ликвидацией предприятия и ее трудовой стаж в угольной промышленности составлял более 10 лет. Удовлетворяя требования истца, суд исходил из положений Федерального закона №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», которым статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ». Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, а постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Предусматривающие содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Данные постановления распространяются на всех работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности в т.ч. и на истца, т.к. не содержат требований о необходимости наличия стажа работы на Крайнем Севере не менее 15 лет. Не содержат эти нормативные акты ссылок на то, что указанный порядок распространяется лишь на работников тех организаций, на которых ранее не составлялись списки очередности на получение субсидии, при этом они предусматривают возможность ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Поэтому наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты «Октябрьская», не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям. Поскольку, указанными нормативными актами для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее, чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии. Довод кассационной жалобы на незаконность решения суда в части возложения обязанности по выделению жилищной субсидии на Министерство энергетики Российской Федерации не может быть принят во внимание, поскольку, в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 30.09.2008 г. № 99 утвержден новый Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, согласно которому Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство энергетики Российской Федерации. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики Российской Федерации в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Пункт 4 Порядка предусматривает, что средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются на основании подготавливаемых Государственным учреждением по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией угольной промышленности (ГУ «Соцуголь»), заключений, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации, а также требований исполнительных листов судебных органов. Довод ответчика в кассационной жалобе, что истицей пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда, поскольку на требования неимущественного характера о включении в очередь на получение жилищной субсидии срок исковой давности не распространяется. С учетом изложенного оснований для отмены правильного решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда законно и обоснованно. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации без удовлетворения. Председательствующий: Е.Л. Теплякова Судьи: Н.Е. Белов А.В. Юдин