жилищная субсидия



Судья Костенко Е.Л.. Дело № 33-4036/10

О П Р Е  Д Е Л Е Н И Е.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

            В составе председательствующего: Тепляковой Е.Л.,

            Судей: Белова Н.Е. и Юдина А.В.,

            При секретаре Воронцовой Н.Н.,

   рассмотрев в судебном заседании 12 августа 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2010 года, по которому иск иск Матруненко ... удовлетворен; 

признано право Матруненко ... на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты «Центральная»;

возложена обязанность на администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» включить Матруненко ... в списки на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты «Центральная». 

Возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Матруненко ... жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты «Центральная», в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на Дата обезличена.  

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о постановке в очередь на получение жилищной субсидии за пределами г. Воркуты. Просила суд признать право на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ; обязать Министерство энергетики РФ через администрацию МО ГО «Воркута» выделить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами РК; обязании администрации МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами РК за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Истец в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Министерство энергетики РФ надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, уважительных причин неявки представителя не сообщило и не просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

   Представитель администрации МО ГО» Воркута» в судебное заседание не явился.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации с решением суда не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Судом установлено, что Матруненко М.Н. в период с Дата обезличена. по Дата обезличена., работала в Шахтостроительном управлении №13 Производственного объединения «Воркутауголь»; с Дата обезличена. по Дата обезличена работала на шахте «Центральная» Производственного объединения по добычи угля «Воркутауголь» (ОАО «Воркутауголь»). В трудовой книжке внесена запись о том, что в соответствии с решением годового общего собрания акционеров «Воркутауголь» от Дата обезличена (протокол № 2) на базе филиала шахта «Центральная» создано самостоятельное юридическое лицо – Дочернее акционерное общество «Шахта Центральная». Трудовой договор расторгнут Дата обезличена. в связи с ликвидацией ДАО «Шахта Центральная». Таким образом, стаж работы истца в организациях угольной промышленности г.Воркуты (РКС) по состоянию на Дата обезличена (на момент расторжения трудового договора) составил: 9л.10м.25дн.+4г.03м.05дн.= 14л.02м.

29 июня 1998г. Советом директоров ОАО «Воркутауголь» - учредителем ДАО «Шахта Центральная» было принято решение о ликвидации ДАО «Шахта Центральная» (протокол № 14).

Председателем и членами ликвидационной комиссии ДАО «Шахта Центральная» было принято положение «о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией». Данное положение 22.06.1999г. было согласовано с директором по социальному развитию и кадрам ОАО «Воркутауголь», председателем Независимого профсоюза Горняков г.Воркуты, председателем Совета Федерации углепрофсоюза г.Воркуты и утверждено Генеральным директором ОАО «Воркутауголь». 

Согласно п.1.1 Положения «о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией» началом работ по ликвидации шахты «Центральная» и выполнению мероприятий по социальной защите трудящихся, высвобождаемых в связи с ликвидацией шахты, считать дату утверждения задания на разработку проекта ликвидации шахты – 22.04.1998г.

Пунктом 1.2 Положения «о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией» установлено, что в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией, устанавливаются следующие категории трудящихся, подлежащих включению в списки, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты в соответствии с Законодательством РФ и Отраслевым тарифным соглашением: 1) работающие пенсионеры на 22.04.1998г.; 2) инвалиды 1 и 2 группы по трудовому увечью; 3) инвалиды 1 и 2 группы от общего заболевания; 4) инвалиды 3 группы от полученного увечья на производстве и профессионального заболевания и работающие на шахте на момент утверждения задания на разработку проекта ликвидации шахты; 5) семьи погибших шахтеров, проживающие в г.Воркуте и ранее не получавшие жилье; 6) работники шахты, имеющие в составе семьи детей-инвалидов детства, а также работники шахты, являющиеся инвалидами детства; 7) работники предпенсионного возраста, которым с момента приказа о ликвидации шахты остается менее 2-х лет до выхода на пенсию; 8) работники шахты «Центральная», переведенные на другие предприятия ОАО «Воркутауголь» по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией, уволившиеся после 18.01.1998г., имеющие право на переселение и работники шахты включенные в состав ликвидационной комиссии по производственной необходимости для выполнения работ по ликвидации шахты и имеющие право на переселение за пределы г.Воркуты, согласно ФЗ-131 от 25.07.1998г.

В соответствии с п.2.1 Положения «о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией» списки очередности формируются администрацией и жилищной комиссией шахты, согласовываются с профсоюзами и утверждаются администрацией ОАО «Воркутауголь» и администрацией города.

В силу п.2.2 Положения «о порядке формирования списков очередности, распределения и предоставления жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Центральная» в связи с ее ликвидацией» формирование очередности производится по следующим критериям: А. по стажу работы на шахте «Центральная»: - работающие пенсионеры, предпенсионники; - семьи, имеющие детей-инвалидов детства; - инвалиды 3 группы.

В материалы дела представлены списки высвобождаемых работников, пенсионеров, инвалидов и семей погибших с ликвидируемой шахты «Центральная», в отношении которых наблюдательным советом и органом местного самоуправления города Воркуты принято решение о предоставлении безвозмездных жилищных субсидий на приобретение жилья по состоянию на 01.01.1999г. (из 439 человек), по состоянию на 01.01.2008г. (из 17 человек).

Матруненко М.Н. в сформированные списки включена не была.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Материалами дела установлено, что истица была уволена с  ДАО «Шахта Центральная» Дата обезличена в связи с ликвидацией предприятия и ее трудовой стаж в угольной промышленности составлял более 10 лет.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из положений Федерального закона №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», которым статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ».

Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

 Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, а постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Предусматривающие содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Данные постановления распространяются на всех работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности в т.ч. и на истца, т.к. не содержат требований о необходимости наличия стажа работы на Крайнем Севере не менее 15 лет. Не содержат эти нормативные акты ссылок на то, что указанный порядок распространяется лишь на работников тех организаций, на которых ранее не составлялись списки очередности на получение субсидии, при этом они предусматривают возможность ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Поэтому наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты «Октябрьская», не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям.

  Поскольку, указанными нормативными актами для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее, чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии.       

  Довод кассационной жалобы на незаконность решения суда в части возложения обязанности по выделению жилищной субсидии на Министерство энергетики Российской Федерации не может быть принят во внимание, поскольку, в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 30.09.2008 г. № 99 утвержден новый Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, согласно которому Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство энергетики Российской Федерации. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики Российской Федерации в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Пункт 4 Порядка предусматривает, что средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются на основании подготавливаемых Государственным учреждением по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией угольной промышленности (ГУ «Соцуголь»), заключений, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации, а также требований исполнительных листов судебных органов.

Довод ответчика в кассационной жалобе, что истицей пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда, поскольку на требования неимущественного характера о включении в очередь на получение жилищной субсидии срок исковой давности не распространяется.

С учетом изложенного оснований для отмены правильного решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.      

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда законно и обоснованно.

            Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П  Р Е Д Е Л И Л А :

   Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 4 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий:                                                               Е.Л. Теплякова

Судьи:                                                                                             Н.Е. Белов

                                                                                                         А.В. Юдин

-32300: transport error - HTTP status code was not 200