перерасчет платы за ЖКУ



Судья Бочарова С.В. Дело № 33-4304/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

судей Белова Н.Е. и  Ус Е.А.,

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2010 года

дело по кассационной жалобе Васюкова С.И. на решение Воркутинского городского суда от 8 июля 2010 года, по которому оставлен без удовлетворения иск Васюкова ... к ОАО «Коми энергосбытовая компания», ОАО «Территориальная генерирующая компания №9», ООО «Тепловые сети Воркуты» о признании незаконным начисление платы за отопление жилого помещения, признании права на перерасчет, перерасчете сумм начисленных за отопление, взыскании необоснованно полученных платежей за отопление с учетом индексации и процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, о возложении обязанности произвести перерасчет (корректировку) размера платы за отопление в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Васюков С.И. предъявил иск, в обоснование которого указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ..., ..., .... Считает, что суммы, выставленные ему ответчиком к оплате за отопление в период с Дата обезличена. по Дата обезличена., были завышены. По его мнению, норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, установленный с 01.02.2006г. для населения г.Воркуты решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006г. №275, не соответствовал действовавшему на тот период федеральному законодательству, предусматривающему дифференцированный подход к установлению нормативов потребления коммунальных услуг с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. Необоснованное установление нормативов потребления тепловой энергии также привело к превышению предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на отопление, определенного постановлением Правительства РК от 15.02.2006г. №25. Поскольку ответчик – ОАО «Коми энергосбытовая компания» в спорный период производил взимание оплаты за отопление с применением необоснованных нормативов, просит признать незаконным начисление платы за отопление жилого помещения с применением норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов возможного изменения платы. Кроме того, просит признать за ним право на перерасчет необоснованно начисленных сумм за отопление, взыскать с ответчика - ОАО «Коми энергосбытовая компания» необоснованно полученные суммы за отопление с учетом индексации и процентов за пользование чужими денежными средствами, а также понесенные им судебные расходы.

05 мая 2010 года от истца поступило заявление об изменении основания иска, согласно которому он просит возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет размера платы за отопление за спорный период в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. В обоснование этого требования истец указывает, что в соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с п.п.1 п.1 приложения №2 к Правилам, то есть как произведение общей площади квартиры (кв.м.) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал\кв.м.) и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с п.п.2 п.1 приложения №2 к названным Правилам, а потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. То есть, как указывает истец, корректировка выполняется на основании фактического расчета платы между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией за предшествующий год, который учитывает фактическую температуру наружного воздуха в отопительный период и тепловую нагрузку всего здания. Поскольку результаты корректировки (п.27 Правил) учитываются при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, истец считает, что не позднее января 2008г. должен быть произведен перерасчет платы за 2007г., не позднее января 2009г. - за 2008г., и января 2010г. - за 2009г. Кроме того, по мнению истца, при расчете в 2006г. норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий была применена произвольно принятая величина средней температуры наружного воздуха в отопительном сезоне, равная -9,1 градуса, существенно отличающейся от фактической, которая согласно данным Зональной гидрометеорологической обсерватории (ЗГМО) Воркуты за 5 лет наблюдений (с 2004 г. по 2009 г.) составила – 6,2 градуса, что привело к установлению для жителей МО ГО «Воркута» необоснованно завышенного норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год. С учетом изложенного просит обязать ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление в спорный период, в том числе, и с учетом ее корректировки исходя из фактической среднемесячной температуры наружного воздуха в отопительный период.

Истец и ответчики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали. Истец, ответчики: ООО «Тепловые сети Воркуты» и ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» просили суд рассмотреть дело в их отсутствие.

С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон. 

Ответчик ООО «Тепловые сети Воркуты» в отзыве на иск указал, что Общество не имеет договорных отношений с истцом, как потребителем тепловой энергии, и в связи с этим не может быть надлежащим ответчиком по данному делу.

В отзыве на иск ответчик ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» отметил, что норматив расхода тепловой энергии, оспариваемый истцом, установлен законно и обоснованно. Правомерность применения этого норматива в сложившихся правоотношениях по энергоснабжению населения подтверждена Определением Верховного суда РК от 18.02.2010г., и, следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.

Ответчик ОАО «Коми энергосбытовая компания», согласно отзыву на иск, с иском не согласился, т.к. акционерное общество не является ни теплоснабжающей организацией, ни исполнителем коммунальных услуг. Компания является коммерческой организацией, занимающейся начислением и предъявлением платы за отопление, сбором денежных средств за оказанные коммунальные услуги, а также перечислением собранных денежных средств поставщикам коммунальных ресурсов в соответствии с агентскими и субагентскими договорами. Поскольку ОАО «КЭСК» не распоряжалось денежными средствами, поступившими в оплату отопления, а перечисляло их ОАО «ТГК-9» и ООО «ТСВ» - конечным получателям денежных средств и непосредственным поставщикам коммунальных ресурсов, то с него не могут взысканы излишне уплаченные истцом суммы за отопление. Начисление платы за отопление производилось в точном соответствии с нормативными актами, действовавшими в спорный период, в связи с чем требования истца считает необоснованными и просит в иске отказать. 

            Суд постановил приведенное выше решение.

            В кассационной жалобе Васюков С.И. просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона.

          Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.

Как следует из материалов дела, Васюков С.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ... ... –... С Дата обезличена по Дата обезличена истец производил оплату коммунальных услуг, в том числе и за отопление. При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ответчики руководствовались действовавшим на тот момент нормативом, утвержденным решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года  № 275, согласно которому для населения муниципального образования «Город Воркута» с 01.02.2006 года утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом.

Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения» утвержден и введен в действие с 01.02.2006г. для населения муниципального образования «Город Воркута» норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год, определено, что указанный норматив применяется при начислении платы населению за отопление. Правомерность Решения Совета МО «Город Воркута» установлена вступившим в законную силу судебным постановлением.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года отменено решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2009 года, которым пункт первый приведенного решения муниципального органа в части введения в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования «Город Воркута» норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метров в год признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета МО ГО «Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения».

В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 и действующим на дату принятия решения муниципального органа порядком, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом методических рекомендаций, предусматривающих включение отопления в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода энергии, необходимой для отопления.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.

Проанализировав приведенные нормы, суд, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет оплаты услуг по отоплению ответчиком произведен с учетом подлежащего применению в спорный период норматива расхода тепловой энергии на отопление, определенного муниципальным органом с учетом требований действующего на момент его установления порядка утверждения норматива потребления коммунальных услуг и не противоречащего действующему порядку определения норматива потребления, предусмотренному утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 Правилами.

Доводы жалобы о несоответствии размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам не могут быть признаны обоснованными.

Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, введен иной порядок нормативного регулирования определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление жилых зданий.

Максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию рассчитываются в среднем по субъекту РФ. 

Служба Республики Коми по тарифам, осуществляющая полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, ежегодно устанавливает тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию. 

В силу п. 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004г. №20-э/2, по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям.

Подпунктом 18 п. 5 Положения о службе Республики Коми по тарифам, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009г. № 62 установлено, что служба Республики Коми по тарифам осуществляет полномочия по установлению предельных индексов возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям; по установлению тарифов на тепловую энергию, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

Кроме того, в целях обеспечения правопреемственности в деятельности по государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в Республике Коми разрешено Службе Республики Коми по тарифам в пределах полномочий, определенных законодательством, вносить в установленном порядке изменения в принятые решения Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми, а также при необходимости признавать их утратившими силу.

Как следует из справки Службы РК по тарифам, при установлении тарифов на тепловую энергию в период с 2006г. по 2009г. поставляемую ОАО «ТГК-9» на розничный (потребительский) рынок РК для населения г.Воркуты и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на территории муниципального образования городского округа «Воркута», Службой по тарифам были соблюдены максимальные величины роста тарифов, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Федеральной службой по тарифам.

Доводы заявителя о том, что применение при расчетах за отопление Решения Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 не обеспечивает требуемого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 392 учета степени благоустроенности жилых помещений при определении количества подлежащей оплате тепловой энергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное постановление и утвержденные им Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, порядок принятия и установления нормативов потребляемых коммунальных услуг не устанавливают, а определяют порядок и условия названных услуг.

Ссылка заявителя на то, что ООО «Тепловые сети Воркуты» не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем не вправе представлять корректировку сведений о размере платы за потребленную тепловую энергию, несостоятельна, поскольку на правильность сделанного судом вывода не влияет. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам.

Доводы о наличии оснований для корректировки начисленной истцу платы за отопление согласно п.19 Правил «О порядке предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства от 23.05.2006г. № 307, ранее рассматривались судом первой инстанции, давшим этим доводам надлежащую правовую оценку.

Произведя расчет по формуле, установленной п.п. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам «О порядке предоставления коммунальных услуг», суд правильно указал, что при имеющихся данных корректировка будет проведена в сторону увеличения платежей, что невыгодно для истца.

Доводы заявителя о том, что использованные судом при исчислении суммы корректировки данные, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», не являются допустимым доказательством по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о допустимости доказательств действующим процессуальным законодательством отнесен к компетенции суда, и решен судом на основании полной и всесторонней оценки материалов дела в их совокупности. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам.    

 При установленных по делу фактических обстоятельствах и требований законодательства, примененного при разрешении данного спора, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований. Начисление истцу сумм оплаты за отопление в спорный период производилось в точном соответствии с установленными тарифами и действовавшим в тот период нормативом расхода тепловой энергии на отопление.

                 С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

                 В соответствии со ст. 6 ФЗ № 184-ФЗ от 26.12.2005 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг.

Постановлением Правительства РК от 15.02.2006 года №  25 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Предельные индексы максимально возможного изменения размера платы населения только за отопление не установлены.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 8 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Васюкова С.И. – без удовлетворения.

Председательствующий Е.Л. Теплякова

 

Судьи Н.Е.Белов

                                                                                                 Е.А. Ус                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

-32300: transport error - HTTP status code was not 200