Судья Тимофте В.К. Дело № 33-4756/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л. судей Белова Н.Е. и Ус Е.А. при секретаре Воронцовой Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании 9 сентября 2010 года дело по кассационной жалобе Семенихина В.И. на решение Воркутинского городского суда от 8 июня 2010 года, по которому оставлен без удовлетворения иск Семенихина В.И. к ОАО "Коми энергосбытовая компания" в лице Воркутинского филиала ОАО "КЭСК" признать незаконным начисление ответчиком платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., в период Дата обезличена включительно, в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.метр в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признать за ним право на перерасчет начислений за отопление жилого помещения по адресу: ..., ..., ..., ..., в период Дата обезличена включительно, с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв.м общей площади в месяц; взыскать с ответчика в его пользу необоснованно полученные платежи за отопление за Дата обезличена. исчисленные с применением норматива расхода тепловой энергии, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы, в размере ... руб.; компенсацию за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб.; индексацию сумм переплаты за отопление в размере ... руб.; судебные расходы по составлению искового заявления в размере ... руб.; к ОАО "Коми энергосбытовая компания", ООО "Тепловые сети Воркуты" и ОАО "Территориальная генерирующая компания №9" произвести перерасчет размера платы за отопление по его адресу за период ... в соответствии с п/п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: истец обратился в суд с иском к ответчику о перерасчете платежей за отопление, возмещении убытков, в котором просил: признать незаконным начисление ответчиком платы за отопление жилого помещения, в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признать право на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с Дата обезличена. с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв. м. общей площади; взыскать с ответчика необоснованно полученные суммы в размере ... руб., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб., индексацию сумм переплаты за отопление в размере ... руб., судебные расходы в размере ... рублей. Определением Воркутинского городского суда 12.05.2010 г. к производству суда принято заявление Семенихина В.И. с указанием дополнительно в качестве ответчиков: ООО "Тепловые сети Воркуты" и ОАО "Территориальная генерирующая компания №9"; дополнительным требованием: обязать ответчиков произвести перерасчет размера платы за отопление по его адресу за период Дата обезличена в соответствии с п/п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Требования к ОАО "Коми энергосбытовая компания" остались прежними. Одновременно истец дополнил основания иска указанием на необходимость перерасчета платы за отопление, взыскания необоснованно полученных платежей за отопление, компенсации за пользование чужими денежными средствами и индексации сумм переплаты за отопление с учетом корректировки платы за отопление с учетом формулы, указанной в п/п.2 п.1 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N307, в т.ч. фактической среднемесячной температуры наружного воздуха в отопительный период, которая согласно данным Зональной гидрометеорологической обсерватории Воркуты за 5 лет наблюдений (с 2004 года по 2009 год) составила -6,2 градуса по шкале Цельсия, и тепловой нагрузки всего здания за весь спорный период. Истец полагает, что произвольно применяемый ответчиками норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха в отопительном сезоне -9,1 градуса по шкале Цельсия является необоснованно завышенным, влияющим на размер корректировки платы за отопление. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, истец как в первоначальном исковом заявлении (п.7), так и заявлении об изменении основания иска просит рассмотреть дело без его участия. В соответствии со ст.167 ГПК дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Семенихин В.И. просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона. Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными. Как следует из материалов дела, истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., ... ... .... С Дата обезличена по Дата обезличена истец производил оплату коммунальных услуг, в том числе и за отопление. При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ответчики руководствовались действовавшим на тот момент нормативом, утвержденным решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275, согласно которому для населения муниципального образования «Город Воркута» с 01.02.2006 года утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год. В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом. Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения» утвержден и введен в действие с 01.02.2006г. для населения муниципального образования «Город Воркута» норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год, определено, что указанный норматив применяется при начислении платы населению за отопление. Правомерность Решения Совета МО «Город Воркута» установлена вступившим в законную силу судебным постановлением. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года отменено решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2009 года, которым пункт первый приведенного решения муниципального органа в части введения в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования «Город Воркута» норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метров в год признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета МО ГО «Воркута» от 25.01.2006 года № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения». В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 и действующим на дату принятия решения муниципального органа порядком, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом методических рекомендаций, предусматривающих включение отопления в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода энергии, необходимой для отопления. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию. Проанализировав приведенные нормы, суд, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет оплаты услуг по отоплению ответчиком произведен с учетом подлежащего применению в спорный период норматива расхода тепловой энергии на отопление, определенного муниципальным органом с учетом требований действующего на момент его установления порядка утверждения норматива потребления коммунальных услуг и не противоречащего действующему порядку определения норматива потребления, предусмотренному утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 Правилами. Доводы жалобы о несоответствии размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам не могут быть признаны обоснованными. Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, введен иной порядок нормативного регулирования определения и установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление жилых зданий. Максимальные величины роста тарифов на тепловую энергию рассчитываются в среднем по субъекту РФ. Служба Республики Коми по тарифам, осуществляющая полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, ежегодно устанавливает тарифы на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию. В силу п. 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004г. №20-э/2, по решению регионального органа тарифы на тепловую энергию могут дифференцироваться по муниципальным образованиям. Подпунктом 18 п. 5 Положения о службе Республики Коми по тарифам, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009г. № 62 установлено, что служба Республики Коми по тарифам осуществляет полномочия по установлению предельных индексов возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по муниципальным образованиям; по установлению тарифов на тепловую энергию, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии. Кроме того, в целях обеспечения правопреемственности в деятельности по государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в Республике Коми разрешено Службе Республики Коми по тарифам в пределах полномочий, определенных законодательством, вносить в установленном порядке изменения в принятые решения Региональной энергетической комиссии - Тарифного комитета Республики Коми, а также при необходимости признавать их утратившими силу. Службой РК по тарифам, при установлении тарифов на тепловую энергию в период с 2006г. по 2009г. поставляемую ОАО «ТГК-9» на розничный (потребительский) рынок РК для населения г.Воркуты и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на территории муниципального образования городского округа «Воркута», Службой по тарифам были соблюдены максимальные величины роста тарифов, а также предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, установленные Федеральной службой по тарифам. Доводы заявителя о том, что применение при расчетах за отопление Решения Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275 не обеспечивает требуемого Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 392 учета степени благоустроенности жилых помещений при определении количества подлежащей оплате тепловой энергии, не могут быть приняты во внимание, поскольку названное постановление и утвержденные им Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, порядок принятия и установления нормативов потребляемых коммунальных услуг не устанавливают, а определяют порядок и условия названных услуг. Ссылка заявителя на то, что ООО «Тепловые сети Воркуты» не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем не вправе представлять корректировку сведений о размере платы за потребленную тепловую энергию, несостоятельна, поскольку на правильность сделанного судом вывода не влияет. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам. Доводы заявителя о том, что использованные судом при исчислении суммы корректировки данные, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», не являются допустимым доказательством по делу, не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о допустимости доказательств действующим процессуальным законодательством отнесен к компетенции суда, и решен судом на основании полной и всесторонней оценки материалов дела в их совокупности. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 года № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам. При установленных по делу фактических обстоятельствах и требований законодательства, примененного при разрешении данного спора, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных истцом требований. Начисление истцу сумм оплаты за отопление в спорный период производилось в точном соответствии с установленными тарифами и действовавшим в тот период нормативом расхода тепловой энергии на отопление. С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. В соответствии со ст. 6 ФЗ № 184-ФЗ от 26.12.2005 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Постановлением Правительства РК от 15.02.2006 года № 25 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Предельные индексы максимально возможного изменения размера платы населения только за отопление не установлены. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 8 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Семенихина В.И. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи