жилищная субсидии-переселение по ПШС



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Юрченко Е.В. дело № 33-5700/10

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,

судей Кореневой И.В., Глушкова М.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании 04 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 10 июня 2010 года, по которому

администрация Муниципального образования городского округа «Воркута», Министерство энергетики Российской Федерации обязаны включить Давыденко Л.М. и членов ее семьи Давыденко Р.В. и Булышева А.Д. в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, как работника ликвидированного Государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой», расположенного в районах Крайнего севера.

Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Давыденко Л.М. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности.

Администрация Муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Давыденко Л.М. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад материалов дела судьи Глушкова М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Давыденко Л.М. обратилась с иском о предоставлении ей и членам её семьи безвозмездной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера. В обосновании указывала, что в 2000г. с администрацией г. Воркуты подписан договор на предоставление финансовой помощи за счет средств государственной поддержки угольной промышленности как работнику ликвидируемого предприятия Шахтостроительного Управления №3 Комбината Печоршахтострой. Был заключен договор о долевом участии строительства жилья с фирмой «...». Денежные средства перечислены на счет фирмы. Истице предоставлена фирмой «...» квартира в ..., но т.к. она своевременно квартиру в собственность не оформила, денежные средства в объеме стоимости квартиры, фирмой «...» возвращены на расчетный счет администрации г. Воркуты, а в дальнейшем в Казну Российской Федерации. Истица полагала, что поскольку до настоящего времени она и члены её семьи не воспользовались правом на получение социальной выплаты, имеет возможность восстановления в списках работников ликвидируемого предприятия, имеющих право на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера.

В судебном заседании истица Давыдено Л.М. участия не принимала, просила суд рассмотреть дело в её отсутствии, её представитель и истица Давыденко Р.В. заявленные требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявление. Министерство энергетики Российской Федерации, Государственное учреждение «Соцуголь», администрация МОГО «Воркута» своих представителей в суд не направили.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации просит отменить решение суда, по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001г. №675 (в ред. от 23.12.2009г.) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010г.» установлено, что главной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основными задачами Программы являются: создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья; создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

В состав Федеральной целевой Программа «Жилище» включены подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" и принятые подпрограммы: "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"; "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"; "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"; "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации"; "Обеспечение жильем молодых семей"; "Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" и др.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 г. № 687 подпункт "е" пункта 8 перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г. N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования", изложен в следующей редакции: "е) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселком, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 устанавливается порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам шахтерских городов и поселков на следующих условиях: …сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий:…в) содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.

Согласно ст.3 Федерального закона №125-ФЗ от 25.10.2002г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии осуществляется по месту их жительства органом исполнительной власти.

Согласно статье 8 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (утратил силу с 1 января 2003 года) жилищные субсидии предоставлялись гражданам в безналичной форме путем перечисления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, соответствующих средств застройщикам (домовладельцам) в регионе вселения при наличии договора о строительстве (приобретении) жилья, что предполагало самостоятельный поиск гражданами застройщиков (домовладельцев) и заключение договоров на строительство (приобретение) жилья. Перечисление жилищной субсидии производится после внесения гражданином собственных и (или) заемных средств в размере недостающих средств на строительство (приобретение) жилья.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона средства для жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выделяются из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 г. N 1523 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки. Предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков:…содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам.

Приказом Минтопэнерго России от 23 июня 1999 г. N 204 утверждено Положение о порядке переселения из районов Крайнего Севера высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности, а также социально незащищенных категорий граждан… Согласно данного Положения предоставление помощи из средств государственной поддержки непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной промышленности с массовым высвобождением их работников. Подлежат первоочередному переселению высвобожденные и высвобождаемые работники, пенсионеры, инвалиды и семьи погибших работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Количество и списочный состав переселяемых граждан определяется ежегодно при формировании программ местного развития органами местного самоуправления шахтерского города (поселка, района) совместно с наблюдательными советами, администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности, передавшими в установленном порядке после их упорядочения списки очередников органам местного самоуправления, в увязке с объемами финансирования на указанные цели. Составленные и рассмотренные администрациями и наблюдательными советами шахтерских городов (поселков, районов) с участием предприятий и профсоюзных организаций угольной промышленности списки граждан на переселение по форме согласно Приложению 1 представляются на согласование в Минтопэнерго России (Комитет по угольной промышленности при Минтопэнерго России). Согласованные Минтопэнерго России списки являются основанием для заключения договоров между администрациями шахтерских городов (поселков, районов) и переселяемыми гражданами на предоставление финансовой помощи. Помощь предоставляется высвобожденным и высвобождаемым работникам с шахт и разрезов в связи с их ликвидацией, работникам подразделений ВГСЧ, геологических и других организаций угольной промышленности в связи с ликвидацией или сокращением штатов, работникам ликвидируемых угледобывающих компаний и шахтостроительных организаций (ГП "Печоршахтострой" и ОАО "Якутуглестрой"), а также социально незащищенным категориям граждан из числа бывших работников угольной промышленности (пенсионеры, инвалиды, семьи погибших работников угольной промышленности).

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6.10.1999 г. N 1612-р постановлено принять предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного унитарного предприятия "Печоршахтострой" и входящих в его состав дочерних предприятий. Мингосимуществу России рекомендовано осуществить с участием Минтопэнерго России в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые мероприятия, связанные с ликвидацией указанного предприятия. Постановлено Минтопэнерго России осуществить совместно с Правительством Республики Коми мероприятия по переселению и обеспечению занятости высвобождаемых работников ликвидируемого государственного унитарного предприятия "Печоршахтострой".

Как следует из материалов дела, 27.12.2002 г. распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации утверждены представленные ликвидационной комиссией промежуточные ликвидационные балансы государственного унитарного предприятия "Печоршахтострой" и входящего в его состав дочернего предприятия "Управление карьерного хозяйства".

Суд установив вышеизложенное, проанализировав вышеприведенные нормы, обосновано пришёл к выводу, что законодательством, действующим на момент проведения мероприятий по ликвидации ГУП «Печоршахтострой», предусматривалось право Давыденко Л.М. на получение выплаты за счет средств государственной поддержки на приобретение жилья за пределами районов Крайнего севера для переселения. Поскольку она состояла в трудовых отношениях с ШСУ №3 «Комбината «Печоршахтострой», трудовой договор расторгнут 08.06.1995г. по ст. 32 КЗОТ РФ по уходу на инвалидность 2 группы по трудовому увечью.

Как следует из материалов дела, 06.12.2000г. между администрацией г. Воркуты и Давыденко Л.М. заключен договор на представление финансовой помощи за счет средств государственной поддержки угольной промышленности переселяемому гражданину из числа высвобождаемых или высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности. Давыденко Л.М., и Булышева (Давыденко) Р.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Булышева А.Д., ... заключили договор №... о долевом участии в строительстве однокомнатной квартиры ... по адресу: .... По условиям договора, стоимость указанной квартиры составляет ..., из которых оплата ... осуществляется территориальными органами федерального казначейства из средств государственной поддержки, выделенных переселяемым гражданам ликвидируемых предприятий угольной промышленности г. Воркуты, путем перечисления указанной суммы на счет «Заказчика»; оплата ... осуществляется «Инвестором» путем передачи средств в десятидневный срок после подписания договора. Договором на предоставлении финансовой помощи за счет средств государственной поддержки угольной промышленности переселяемому гражданину из числа высвобождаемых или высвобожденных работников ликвидируемых предприятий угольной промышленности от ..., Давыденко Л.М. выделено ..., на приобретение жилого помещения однокомнатной квартиры, общей площадью ... по средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади ... рублей в Московской области. ... ООО «...» уведомило Давыденко Л.М., ликвидационную комиссию предприятия «Печоршахтострой» и администрацию МО «Город Воркута» о расторжении вышеуказанного договора, в связи с неоднократным отказом Давыденко Л. М. принять квартиру. Средства господдержки перечислены на лицевой счет администрации МОГО «Воркута» в отделение федерального казначейства по г. Воркуте, остальная сумма возвращена Давыденко Л.М. Данный факт подтвержден материалами дела, а именно платежным поручением №... от ... о перечислении Министерству финансов Российской Федерации ... рублей.

Установив вышеизложенное, суд обосновано пришёл к выводу, что Давыденко Л.М. с 2000г. имела право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего севера, в связи с расторжением договора о долевом строительстве с фирмой «...» и возвратом денежных средств Министерству финансов Российской Федерации, она не использовала право на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, как лицо переселяемое из районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия расположенного в районах Крайнего Севера, правомерно признал требование о включении Давыденко Л.М. и членов её семьи в списки лиц имеющих право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности подлежим удовлетворению. Правильно указав, что факт получения истицей и возврата средств федерального бюджета на приобретение жилья, не свидетельствует об утрате истицей такого права, т.к. она фактически не использовала средства федерального бюджета на приобретение жилья, тем самым не реализовала свое право, предоставленное ей законом.

Установив, что Давыденко Л.М. зарегистрирована по месту жительства :..., по указанному адресу также зарегистрированы по месту жительства дочь Давыденко Р.В. и внук Булышев А.Д., вселенные, в соответствии с действующим жилищным законодательством, как члены семьи, в списках очередников на получение жилищной субсидии Давыденко (Булышева) Р.В. не состоит, жилье за пределами районов Крайнего Севера ей не предоставлялось, суд обосновано признал Давыденко Р.В. членом семьи Давыденко Л.М., имеющей право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в составе семьи своей матери. Правильно не приняв во внимание доводы администрации МОГО «Воркута», что имеются судебные постановления, вступившие в законную силу, которыми отказано в признании Давыденко Р.В. членом семьи Давыденко Л.М. с правом получения жилищной субсидии. Поскольку данные судебные постановления принимались, после реализации Давыденко Л.М. жилищной субсидии и действующее законодательство не предусматривало возможность изменения состава семьи после её получения. В то время как данным решением Давыденко Л.М. признана лицом, не реализовавшим право на получение жилищной субсидии, а законодательство предусматривает возможность изменения состава семьи до получения социальной выплаты (жилищного сертификата).

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего и ранее действовавшего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, примененных судом в соответствии с их содержанием и толкованием. Значимые обстоятельства по делу определены судом верно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка, с учётом требований гражданского процессуального законодательства, решение суда подробно мотивировано, в т.ч. и по доводам кассационной жалобы, не опровергающим и не ставившим под сомнение правильность сделанного судом вывода.

Довод кассационной жалобы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет не может быть принят во внимание и являться основанием для отмены судебного решения Поскольку согласно установленному порядку выделения и предоставления гражданам жилищных субсидий Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников и утверждается распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании заключений, утвержденных Министерством энергетики России, а также требований исполнительных листов судебных органов. Таким образом, Министерство энергетики России, принимает непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Поэтому, для того, чтобы МОГО «Город Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики России о выделение этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда, по доводам кассационной жалобы, не имеется, оно законно и обосновано.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200