жилищная субсидия-восстановление в очереди



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Костенко Е.Л. дело № 33-5699/10

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,

судей Кореневой И.В., Глушкова М.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании 04 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 26 мая 2010 года, по которому

Признано право Попова А.Г. на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ООО «Шахта Октябрьская».

Министерство энергетики Российской Федерации обязано через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Попову А.Г. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на 30.11.2002 года, на состав семьи.

Администрация Муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Попову А.Г. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на 30.11.2002 года.

Заслушав доклад материалов дела судьи Глушкова М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Попов А.Г. обратился в суд с данным иском, указав, что он работал на предприятиях угольной промышленности с ..., в том числе на шахте «Октябрьская» п/о «Воркутауголь» с .... Уволен по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности работников. Всего стаж работы на предприятиях угольной промышленности на день увольнения с шахты «Октябрьская» составляет .... Считал, что в соответствии с действующим законодательством жилищная субсидия на приобретение жилья по новому месту жительства предоставляется работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем 10 лет в организациях угольной промышленности. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004г. №840 «о перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входит содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. В силу приказа Минэнерго РФ от 19.06.2002г. №185 «об утверждении Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли» безвозмездная субсидия предоставляется в связи с ликвидацией или сокращением численности и штата работникам ликвидируемых угледобывающих компаний. Просил признать право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «Октябрьская»; обязать Министерство энергетики РФ через администрацию МО ГО «Воркута» выделить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера на состав семьи; обязать администрацию МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Истец в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие ответчики: Министерство энергетики РФ, Администрация МО ГО «Воркута», ГУ «Соцуголь», Министерство финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, третье лицо ОАО «Воркутауголь», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и с нарушением требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Попов А.Г. в период с ... (....) работал на шахте «Воргашорская» г.Воркута; в период с ... работал на подземных работах на шахте «Октябрьская» (ООО «Шахта Октябрьская). Трудовой договор расторгнут .... в связи с сокращением численности работников по п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ. Таким образом, стаж работы в организациях угольной промышленности г. Воркуты (РКС) по состоянию на ... (на момент расторжения трудового договора) составил: ....

15.05.02 Советом директоров ОАО «Воркутауголь» - учредителя ООО «Шахта Октябрьская» было принято решение о ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.2002г., также утвержден состав ликвидационной комиссии, проекты графика ликвидации и промежуточного ликвидационного баланса. Решением Совета директоров ОАО «Воркутауголь» от 22.10.2002 года перенесены сроки ликвидации ООО «Шаха Октябрьская» на 01 июля 2003 года.

В связи с прекращением добычи угля и началом технических работ по ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.03 был сформирован список работников шахты на переселение за пределы г. Воркуты, который утвержден пред­седателем ликвидационной комиссии ООО «Шахта Октябрьская», представителями профсоюзов в ликвидационной комиссии, ОАО «Воркутауголь», главой администрации МО «Город Воркута» 27.11.2003 года.

Попов А.Г. в сформированный список включен не был.

Установив данные обстоятельства, суд правомерно признал, что фактически ликвидация ООО «Шахта Октябрьская» и высвобождение работников при его ликвидации началось в мае 2002 года.

Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 43 и № 44 были внесены соответствующие изменения в части требований к стажу работников, которым оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в утвержденный постановлением Правительства № 840 от 24 декабря 2004 года Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428. В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.1997г. № 1523, действовавшим до 01.01.2005г., и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.11.1998г. № 53н, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам входит в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, по статье «Государственная поддержка угольной отрасли». Средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного управления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально – экономическим проблемам угледобывающих регионов.

В соответствии с п. 10.5 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам является одним из направлений реализации программ местного развития. Предоставление финансовой помощи (безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

Положение «О порядке формирования списков и очередности на получение жилищных субсидий для приобретения жилой площади за пределами г. Воркуты в связи с ликвидацией ООО «Шахта «Октябрьская» издано в соответствии с указанным Положением Минэнерго РФ и предусматривает аналогичный порядок предоставления безвозмездных субсидий и их финансирования. Пунктом 2.3. указанного Положения предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий сформирована по состоянию на 01.11.2003 г., стаж работников, которые будут уволены после 01.11.2003 г., будет скорректирован по фактической дате увольнения, то есть предусматривалась корректировка списков. В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 43).

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане) (в ред. постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 44) - п.5 п.п.в). Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике (п.8).

В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено, что сокращение численности работников шахты «Октябрьская» явилось следствием принятого решения о ликвидации угольного предприятия, исходя из приведенных выше требований закона, вывод суда о праве Попова А.Г. на получение субсидии является правомерным.

Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера необходимой продолжительности не могут быть приняты во внимание. Поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела – истец на момент увольнения имел стаж работы в РКС более 15 лет. Также этот довод не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности положениям приведенных нормативных актов, которые распространяются на работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет и не содержащих требований о необходимости наличия стажа работы на Крайнем Севере не менее 15 лет. Не содержат эти нормативные акты и ссылок на то, что указанный порядок распространяется лишь на работников тех организаций, на которых ранее не составлялись списки очередности на получение субсидии, при этом они предусматривают возможность ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Поэтому наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой ООО «Шахта Октябрьская», не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям.

Не может быть принят во внимание и являться основанием для отмены судебного решения довод кассационной жалобы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет. Поскольку согласно установленному порядку выделения и предоставления гражданам жилищных субсидий Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников и утверждается распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании заключений, утвержденных Министерством энергетики России, а также требований исполнительных листов судебных органов. Таким образом, Министерство энергетики России, принимает непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Поэтому, для того, чтобы МОГО «Город Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики России о выделение этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Значимые обстоятельства по делу определены судом верно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка, с учётом требований гражданского процессуального законодательства.

С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда, по доводам кассационной жалобы, не имеется, оно законно и обосновано.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200