Судья Костенко Е.Л. Дело № 33-5698/2010 год СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г., судей Голикова А.А., Машкиной И.М., при секретаре Ватамановой Л.А., рассмотрев в судебном заседании 4 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики РФ на решение Воркутинского городского суда от 1 июня 2010 года, по которому иск Чебана А.В. удовлетворен. Признано право Чебана А.В. на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязано Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Чебану А.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на 30.10.1995 года. Обязана администрация Муниципального образования городского округа «Воркута» включить Чебана А.В. в списки высвобожденных работников на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Шахты Промышленная». Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Чебан А.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Государственному учреждению «Соцуголь», Министерству энергетики РФ, ОАО «Воркутауголь» о признании права на включение в списки и получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Истец, представители администрации МО ГО «Воркута», ОАО «Воркутауголь», Министерства энергетики РФ, Государственного учреждения «Соцуголь» в судебном заседании не участвовали. Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон и постановил указанное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным. Из материалов дела следует, что Чебан А.В. в период с 10.11.1980г. по 30.10.1995г. работал на подземных работах на «Шахте «Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь». Трудовой договор расторгнут 30.10.1995г. по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия, стаж работы в организациях угольной промышленности г.Воркуты в районах Крайнего Севера на момент расторжения трудового договора составил 14 лет 11месяцев 20 дней. Шахта «Промышленная» являлась государственным предприятием в составе производственного объединения «Воркутауголь» - юридическим лицом. Постановлением Правительства РФ от 27.09.1995г. №969 постановлено принять предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственного предприятия «Шахта Промышленная» производственного объединения «Воркутауголь». На момент ликвидации шахты «Промышленная» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от продолжительности работы (проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для получения жилищной субсидии требовалось наличие стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Поскольку продолжительность стажа Чебана А.В. в районах Крайнего Севера на момент его увольнения с шахты была менее требуемого по закону, права на включение в списки на получение субсидии по переселению он не имел. Решение суда об удовлетворении требований истца соответствует положениям Федерального закона №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», которым статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ». Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 43 и № 44 были внесены соответствующие изменения в части требований к стажу работников, которым оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в утвержденный постановлением Правительства № 840 от 24 декабря 2004 года Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428. В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.1997г. № 1523, действовавшим до 01.01.2005г., и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.11.1998г. № 53н, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам входит в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, по статье «Государственная поддержка угольной отрасли». Средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного управления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально – экономическим проблемам угледобывающих регионов. В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 43). Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане) (в ред. постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 44) - п.5 п.п.в). Поскольку указанными нормативными актами для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии. Довод кассационной жалобы о незаконности решения суда в части возложения обязанности по выделению жилищной субсидии на Минэнерго России не может быть принят во внимание, поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи в пределах утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств. Межбюджетные трансферты направляются, в числе прочего, на финансовое обеспечение реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (пункт 5). Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов (пункт 5). Таким образом, суд правильно руководствовался тем, что законодательно предусмотрено уточнение списков граждан, подлежащих переселению в связи с ликвидацией расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности. Довод кассационной жалобы о том, что до 2010 года истец не обращался с заявлением о включении его в списки для переселения в связи с ликвидацией шахты, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не лишает его права на получение жилищной субсидии по нормам ныне действующего законодательства. Не свидетельствует о незаконности решения и довод жалобы о нарушении порядка обращения взыскания по денежным обязательствам бюджетных учреждений, поскольку оспариваемое решение не предусматривает обращения взыскания на средства Минэнерго РФ. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Воркутинского городского суда от 1 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Минэнерго России без удовлетворения. Председательствующий Судьи