Судья Кашин Н.А. Дело № 33-6404/2010 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Ивановой Н.Г, судей Голикова А.А., Машкиной И.М., при секретаре Ватамановой Л.А. рассмотрев в судебном заседании 25 октября 2010 г. дело по кассационной жалобе Андреева Н.А. на решение Усинского городского суда от 15 сентября 2010 г., по которому иск Андреева Н.А. к Администрации муниципального образования городской округ «Усинск» об оспаривании действий администрации в вопросе установления очередности на получение жилищных сертификатов (социальных выплат) для приобретения жилья по переселению согласно Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. удовлетворен частично. Признаны незаконными действия Администрации муниципального образования городской округ «Усинск», производившей формирование списков граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2007, 2008 годах в отношении Андреева Н.А. без учета продолжительности его стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Администрация муниципального образования городской округ «Усинск» обязана произвести формирование списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на получение субсидий на 2011 год в отношении Андреева Н.А. с учетом продолжительности его стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Пересмотренный список с учетом указанного положения закона направить в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, для внесения соответствующей корректировки в аналогичный сводный список по Республике Коми. В удовлетворении остальных исковых требований Андреева Н.А. отказано в связи с необоснованностью. Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснение Андреева Н.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Андреев Н.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Усинск» об оспаривании действий администрации МО ГО "Усинск" по вопросу установления очередности на получение жилищных сертификатов (социальных выплат) для приобретения жилья по переселению, просил признать, что установление его порядкового № 249 на 1 сентября 2007 года и № 142 на 2008 год в списке второй очереди является незаконным, обязать администрацию МО ГО "Усинск" сообщить в вышестоящие органы, Сыктывкарский городской суд, судебным исполнителям о пересмотре общереспубликанских списков, обязать администрацию МО ГО "Усинск» включить его в список на получение жилищного сертификата (социальной выплаты), под номером 2 немедленно, судебные издержки возложить на администрацию МО ГО "Усинск". В обоснование требований Андреев Н.А. указал, что Усинский городской суд решением от 19 мая 2004 года обязал администрацию МО "Город Усинск" включить его в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий во второй очереди среди граждан, признанных инвалидами 1 и 2 групп, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, по городу Усинск под номером 5. Сыктывкарский городской суд решением 06 февраля 2006г. обязал Минархстрой РК, Правительство РК пересмотреть список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с учетом стажа его работы. Исполнительное производство было закончено 21 сентября 2007 года, но очередь его не изменилась, поскольку администрация МО "Город Усинск" сообщила в Министерство архитектуры и строительства РК данные о том, что Андреев Н.А. зарегистрирован за порядковым № 249 с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 1 сентября 2007 года; в 2008 году он был включен под номером 142, после его обращения в Администрацию МО ГО «Усинск» в 2009 году он стал числиться под №2, а в списке для получения жилищного сертификата (социальной выплаты) на 2010 год его порядковый номер стал 8. С 2006 года Усинску выделено 6 сертификатов для обеспечения граждан из категории инвалидов, однако его семья в нарушение требований закона сертификата не получила. В судебном заседании истец заявленные требования подержал и дополнил тем, что ему стало известно о новом списке очередников на получение жилищных сертификатов (социальных выплат) на 2011 г., в котором он уже находится под номером 19, с чем он не согласен и настаивает на удовлетворении заявленных им требований. Представитель администрации МО ГО «Усинск» против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, полагаю, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Андреева Н.А. не имеется в связи с тем, что в 2008 году при формировании списков была допущена техническая ошибка, которая не повлияла на то, что Андрееву Н.А. не была выделена субсидия на приобретение жилья, поскольку субсидия предоставляется с учетом очередности в общереспубликанском списке, а при формировании списка в 2009 году указанная ошибка устранена, истец включен в список и по настоящее время числится под номером 2. Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, привлеченное для участия в судебном заседании в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, своего представителя в судебное заседание не направило, представило письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми администрация МОГО «Усинск» представила списки граждан, в которые Андреев Н.А. был включен с учетом его стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с исполнением решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2006 г. 21 сентября 2007 г. исполнительное производство, возбужденное в отношении Минархстроя Республики Коми и Правительства Республики Коми, было окончено. После исполнения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2006г. Минархстрой Республики Коми формирует общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по пяти очередям по форме согласно приложению N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", данной формой определено составление списков с учетом года постановки на учет. Судом вынесено приведенное выше решение. В кассационной жалобе Андреев Н.А. не согласен с решением суда и просит его отменить как незаконное, указывая, что непринятие судом мер по его просьбе об извещении всех заинтересованных лиц о неправомерности действий администрации привело к длительному неисполнению решения суда о предоставлении ему жилищного сертификата, суд не установил очередность, по которой ему должен быть предоставлен сертификат в 2011 году. Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения. Решением Сыктывкарского городского суда РК от 06.02.2006г. Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, Правительство РК обязаны пересмотреть в отношении Андреева Н.А. список имеющих право на получение жилищной субсидии граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также обязаны предоставить Андрееву Н.А. квартиру в г. Белгороде с учетом его очередности в списках, имеющих право на получение жилищных субсидий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 06.07.2006 года решение Сыктывкарского городского суда РК от 06.02.2006 года оставлено без изменения, абзац второй резолютивной части решения уточнен и изложен в следующей редакции: Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, Правительство РК предоставить Андрееву Н.А. жилищную субсидию путем выдачи жилищного сертификата на приобретение квартиры в г. Белгороде с учетом его очередности в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При вынесении указанных решений суды руководствовались положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в силу ст. 2 которого жилищные субсидии, выделяемые за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, во вторую очередь, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями второй и третьей статьи 5 настоящего Закона. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 5 Закона при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" ( пункт 5 подпункт з) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Выдачу им сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты) (подпункт в пункта 18). Пунктом 24 постановления предусмотрено, что орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Пунктом 26 постановления предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Таким образом, стаж работы граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, подлежит учету не только при определении норматива предоставления субсидий, но и при постановке граждан на учет, в связи с чем очередность предоставления жилищных субсидий устанавливается в зависимости от продолжительности стажа работы граждан, имеющих право на получение указанных субсидий, формирование списков очередников должно осуществляться органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов РФ, наделенными соответствующими полномочиями, с учетом стажа работы граждан, претендующих на получение субсидий. Анализируя указанные положения, суд пришел к правильному выводу о том, что формирование списка граждан - участников подпрограммы без учета очередности, устанавливаемой положениями Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и пункта 24 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, которые предусматривают формирование очередности предоставления жилищных субсидий в зависимости от продолжительности стажа работы граждан, не соответствует закону. Согласно имеющимся в материалах дела спискам граждан, имеющих право на получение субсидий, по категории инвалидов 1 и 2 групп и инвалидов с детства по состоянию на 26 декабря 2005 года, утвержденных постановлениями Главы администрации МО ГО «Усинск», истец состоял в списке под номером 3, на 25 января 2007 года Андреев Н.А числился под № 3, на 26 декабря 2007 года под № 3, на 1 января 2008 года под номером 142, на 26 января 2009 года под № 2, на 1 января 2010 года под № 2, в сводном списке, сформированном по дате постановки на учет, под номером 19. Установив, что администрацией МО ГО «Усинск» в 2007-2008 г.г. включение Андреева Н.А. в список получателей сертификатов осуществлялось в порядке времени постановки на учет, без учета стажа работы в районах Крайнего Севера, суд обоснованно признал действия администрации МО ГО «Усинск» незаконными. В то же время суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требования об обязании администрации МО ГО "Усинск" сообщить в Сыктывкарский городской суд, судебным исполнителям для пересмотра общереспубликанских списков, поскольку решение не влечет принятие каких-либо решений и действий Сыктывкарским городским судом и службой судебных приставов г. Сыктывкара. Доводы кассационной жалобы истца об отмене решения в указанной части судебная коллегия считает не основанными на законе и подлежащими отклонению, поскольку определение конкретного номера истца в списке граждан-участников подпрограммы по стажу работы в районах Крайнего Севера возложена законом на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ при исполнении обжалуемого решения. На основании изложенного, руководствуясь ст.374 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Усинского городского суда от 15 сентября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Андреева Н.А. без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-