субсидия ликвидация шахты `Южная`



Судья Т.С. Мащенко Дело № 33-6309/2010 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Перминовой Н.А., Ус Е.А.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 21 октября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июля 2010 года, по которому иск Вечер М.И. удовлетворен.

Признано право Вечер М.И. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами ... в связи с ликвидацией Государственного предприятия «Шахта «...». Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию МО ГО «Воркута» обязано выделить Вечер М.И. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Администрация МО ГО «Воркута» обязана предоставить Вечер М.И. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Вечер М.И. обратился в суд с иском к Министерству энергетики РФ, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании за ним права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «...», обязании выделить жилищную субсидию на приобретение жилья, обязании предоставить жилищную субсидию.

В обоснование требований истец указал, что он работает в структуре ОАО с 03 января 1984 года. Его стаж в районах Крайнего Севера составляет более 20 лет, общий стаж составляет более 20 лет, в угольной отрасли более 10 лет. С 3 января 1984 года состоял в трудовых отношениях с шахтой «...». 31 октября 1996 года трудовой договор с ним был расторгнут в связи с ликвидацией шахты. Жилья в других регионах РФ не имеет. Истец полагал, что его права были нарушены, поскольку на день увольнения в связи с ликвидацией предприятия угольной отрасли стаж его трудовой деятельности в районах Крайнего Севера превысил 10 календарных лет, однако он не был включен в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления ... принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Истец, ответчики, третьи лица надлежащим образом были извещены о месте и времени судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, представили письменные отзывы на иск, заявления о рассмотрении дела без их участия.

Суд рассмотрел дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, ответчиков, третьих лиц и постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации выражает несогласие с решением суда и просит его отменить как постановленное с нарушением требований закона, указывая на то, что истец не был внесен в списки работников шахта «...», подлежащих переселению в связи с ликвидацией предприятий угольной отрасли, а также указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет непосредственно социальные выплаты.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из обстоятельств дела, истец работал с 3 января 1984 года на Государственном предприятии Шахта «...». Уволен 31 октября 1996 года по ст.33 п.1 КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается копией архивной справки от 27 июня 2007 года, выданной по документам архивного фонда ГП Шахта «...».

Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 года № 385 принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «...». Приказом «Росугля» от 30.04.1996 года № 14 приказано прекратить добычу угля на шахте после доработки запасов в лаве № 727, создать комиссию по решению вопросов социальной защиты высвобождаемых работников и ликвидации предприятия, в связи с чем была создана ликвидационная комиссия.

Государственное предприятие шахта «...» ликвидировано вследствие банкротства 30 октября 2007 года.

26 мая 1996 года было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами ... для работников шахты «Южная» в связи с ликвидацией шахты.

Согласно п.1.1. Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «...» в связи с ее ликвидацией, установлены категории трудящихся, имеющие право на получение жилья за пределами .... В их числе работники шахты «...» переведенные на другие предприятия ОВУ по согласованию, а также в связи с реорганизацией работы шахты и предполагаемой ее ликвидацией.

Истец не был включен в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления ... принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами ..., что подтверждается копией списка за 1999-2001 годы и на 1 января 2009 года.

Материалами дела подтверждено, что истец состоит в списках очередников на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами ... с 17.06.1999 года. Ранее социальную выплату не получал.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 1 января1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 кален­дарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 1997 года № 1523, действовавшим до 1 января 2005 года, и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17 ноября 1998 года № 53н, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам входит в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, по статье «Государственная поддержка угольной отрасли». Средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного управления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально – экономическим проблемам угледобывающих регионов.

В соответствии с п. 10.5 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 185, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам является одним из направлений реализации программ местного развития. Предоставление финансовой помощи (безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности.

Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Установив, что истец, не имеющий жилья за пределами г. Воркуты, ранее не получавший жилищной субсидии, имевший на момент увольнения из шахты «Южная» стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет и уволенный до 1 января 2005 года в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение средств государственной поддержки в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, суд обоснованно удовлетворил заявленный иск.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Доводы жалобы о том, что Министерство энергетики РФ не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда. Суд обоснованно обязал данное Министерство как главного распорядителя средств государственной поддержки опосредствованно через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить истцу средства государственной поддержки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 1 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий: Н.А. Суслова

Судьи: Н.А. Перминова

Е.А. Ус

-32300: transport error - HTTP status code was not 200