Судья Колесникова Д.А. № 33-6762/2010 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Белова Н.Е. и Ус. Е.А. при секретаре Муравьевой Е.М. рассмотрев в судебном заседании 8 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда от 20 сентября 2010 года, по которому исковые требования прокурора Сыктывдинского района к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Агентству Республики Коми по социальному развитию удовлетворены. Возложена обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить Панину З.Н. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах». Возложена обязанность на Агентство Республики Коми по социальному развитию в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить Панину З.Н. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах» Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя истца Постновой Е.Н., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с иском в интересах Паниной З.Н. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить Панину З.Н. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах», а так же к Агентству Республики Коми по социальному развитию о возложении обязанности в срок до 15 сентября 2010 года восстановить Панину З.Н. в республиканском списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах». В судебном заседании прокурор в защиту прав и интересов Паниной З.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований, уточнив сроки исполнения обязательств для администрации МО МР «Сыктывдинский» до ДД.ММ.ГГГГ, для Агентства Республики Коми по социальному развитию – до ДД.ММ.ГГГГ. Истец Панина З.Н. надлежащим образом извещена о месте, времени и дате судебного заседания. Суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца, действующая по доверенности Постнова Е.Н., поддержала уточненные исковые требования прокурора, заявленные в интересах Паниной З.Н., в полном объеме. Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Груздев О.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования в части возложения обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ восстановить Панину З.Н. в очереди на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат, как относящуюся к категории, установленной Федеральным законом «О ветеранах» признал, указав, что Панина З.Н. имеет право на получение мер социальной поддержки. Представитель ответчика Агентства Республики Коми по социальному развитию Нихельман И.М., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что Паниной З.Н. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, как члену семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, поскольку предоставленные Агентству документы не подтверждали право последней на получение такой выплаты, в связи с чем, Панина З.Н. исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст.ст.14, 15, 17–19, 21 Федерального закона «О ветеранах». Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права. Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным. Судом установлено, что Панина З.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны ФИО8, и в соответствии с удостоверением серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно постановлению главы администрации Сыктывдинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении жилой площади в ...» ФИО8 предоставлена однокомнатная ... с составом семьи 2 человека в связи с переселением с ветхого дома. Договором № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Выльгортского сельсовета МО «Сыктывдинский» жилое помещение в виде ..., общей площадью 31,6 кв.м, в том числе жилой площадью 16,2 кв.м., передано в собственность Паниной З.Н. Право личной собственности на указанное жилое помещение зарегистрировано Паниной З.Н. в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, о чем последней выдано свидетельство о государственной регистрации права. Постановлением главы муниципального района – руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от ДД.ММ.ГГГГ № Панина З.Н. составом семьи 3 человека (Панина З.Н., ФИО4 – дочь, ФИО7 – правнук) в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ и п.3 ст.2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам обследования, ... ... не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению (по степени благоустройства) на основании п.12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, и при этом признана пригодной для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Панина З.Н., проживающая по месту регистрации: ..., – обратилась с заявлением в Агентство Республики Коми на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию № от ДД.ММ.ГГГГ Паниной З.Н. по итогам рассмотрения документов, приложенных последней к заявлению, принято решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Постановлением главы муниципального района – руководителем администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от ДД.ММ.ГГГГ № Панина З.Н. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, для улучшения жилищных условий. Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что истица, являясь вдовой инвалида Великой отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий незаконно. Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» супруга погибшего (умершего) инвалида войны или участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработной платы имеет право на получение мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны. В силу части 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляются, в том числе следующие меры социальной поддержки: члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В статье 1 Закона Республики Коми от 06 октября 2006 года №69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» в пункте 2 части 1 закреплено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, установленном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Согласно закрепленным в Порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19, 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее Порядок), утвержденном Постановлением Правительства РК от 22.03.2010 №58, положениям единовременные денежные выплаты предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. При этом, как закреплено в Порядке, список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления как в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в качестве имеющих право на получении субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» от 14 февраля 2008 года №9/2-19 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 11 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека включительно. Из дела следует, что Панина З.Н. проживает в жилом помещении – однокомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., – общей площадью 31,6 кв.м.; жилое помещение находится в собственности Паниной З.Н. В данной квартире зарегистрированы и проживают 3 человека, в том числе истец Панина З.Н. На каждого члена семьи приходится около 10,53 кв.м. общей площади жилого помещения, что менее учетной нормы. Квартира, в которой проживает истица, хотя и признана пригодной для проживания, однако не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению по степени благоустройства. Истица находится в преклонном возрасте и в силу преклонного возраста и состояния здоровья, нуждается в посторонней помощи со стороны близких родственников. Разрешая спор и принимая решение, суд первой инстанции при установленных обстоятельствах пришел к обоснованному выводу, что истица имеет право на улучшение жилищных условий как вдова инвалида Великой отечественной войны, так как ранее ни она, ни её муж, ФИО8, данной льготой не пользовались. Квартира, в которой в настоящее время истица проживает с дочерью и правнуком, была предоставлена ранее в связи с ветхостью другого жилья. Доводы ответчика в кассационной жалобе, что квартира, в которой проживает истица признана пригодной для проживания, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку на истицу и членов её семьи приходится менее учетной нормы, квартира не имеет всех элементов благоустройства применительно к степени благоустройства населенного пункта, поэтому истица нуждается в улучшении жилищных условий. С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе ответчика, судебная коллегия не усматривает. Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, установленным по делу доказательствам дана правильная оценка. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сыктывдинского районного суда 20 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства РК по социальному развитию -без удовлетворения. Председательствующий Судьи