обязание установить оборудование СОРМ



Судья Воробьева Е.А. Дело № 33 - 6777/2010 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Голикова А.А., Юдина А.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 8 ноября 2010 г. дело по кассационной жалобе ООО «Тера-сеть» на решение Усинского городского суда Республики Коми от 20 сентября 2010 года, по которому исковые требования Прокурора г. Усинска в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от 27.11.2008г. по реализации особых условий лицензии № и обязании исполнить указанные мероприятия, удовлетворены.

Признано незаконным бездействие ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от 27.11.2008г. по реализации особых условий лицензии № .

Обязано ООО «Тера-сеть» в месячный срок со дня вступления данного решения в законную силу выполнить пункт 5 плана мероприятий по реализации оператором сети связи ООО «Тера-сеть» особых условий лицензий Министерства РФ по связи и информатизации РФ № , № , № по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг передачи данных голосовой информации и телематических служб, утвержденного 27.11.2008г.

Взыскана с ООО «Тера-сеть» государственная пошлина в доход МО ГО «Усинск» в размере ... рублей.

Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., пояснения представителей ООО «Тера-сеть» Ларионова А.В. и Иванова Д.А., представителей УФСБ по Республике Коми Челпанова А.Н. и Афанасьева А.А., прокурора Нестерова М.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Усинска обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми о признании незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению пункта 5 плана мероприятий от 27.11.2008г. по реализации особый условий лицензии № .

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал, установив месячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу для выполнения ответчиком указанных в заявлении мероприятий.

Представитель Управления Федеральной службы безопасности России по Республике Коми в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования не признал.

Усинский городской суд постановил приведенное решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его несоответствие требованиям закона.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, проведенной прокуратурой г.Усинска проверкой исполнения ООО «Тера-сеть» законодательства о связи при реализации уполномоченными государственными органами оперативно-розыскных мероприятий, установлено, что взаимодействие ООО «Тера-сеть» с УФСБ России по РК осуществляется на основании утвержденного 27.11.2008г. плана мероприятий по реализации ООО «Тера-сеть» особых условий лицензии. Пунктом 5 плана мероприятий предусмотрено заключение контракта на поставку оборудования системы оперативно-розыскных мероприятий. В обоснование требований прокурор ссылался на то, что ООО «Тера-сеть» уклоняется от выполнения этого пункта плана мероприятий, ссылаясь на то, что пункт 5 обязано выполнить УФСБ России по РК.

При рассмотрении дела суд руководствовался положениями нормативных актов, регулирующих права и обязанности оператора связи и уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Положениями части 4 статьи 6, статьи 19 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Обеспечение оперативно-розыскной деятельности, в том числе социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется в порядке, устанавливаемом руководителями государственных органов, оперативные подразделения которых уполномочены осуществлять эту деятельность.

Контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.

Принятым во исполнение указанного Федерального закона Указом Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения ОРМ с использованием технических средств» № 891 от 01.09.1995г. устанавливается, что оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи (далее - объекты связи), в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности.

Развитие оперативно-технических возможностей на объектах связи должно осуществляться органами федеральной службы безопасности или органами внутренних дел Российской Федерации при долевом финансировании других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Пунктами 2, 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» установлено, что операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4 ст.64 Закона).

В соответствии с пунктами 4, 7, 8 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005г. № 538, сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - план), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.

Типовые требования к плану устанавливаются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Требованиями к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденными приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008г. № 6, технические средства ОРМ, к которым относится оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий, подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом (пункт 6).

Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (пункт 10).

Пунктом 2 приказа Минкомсвязи РФ от 27.05.2010 N 73 "Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий (Часть II. Требования к сетям передачи данных") установлено, что

выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий обеспечивается оборудованием средств связи, в том числе программным обеспечением, входящим в состав средств связи сетей передачи данных (далее - технические средства ОРМ), размещаемым в соответствии с Планом мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Технические средства ОРМ размещаются на узлах связи сети связи оператора связи, при этом обеспечивается доступ ко всей передаваемой в сети связи оператора связи информации для отбора и передачи техническими средствами ОРМ информации, относящейся к контролируемым соединениям и (или) сообщениям электросвязи, на пункт управления уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (далее - пункт управления ОРМ).

Таким образом, как Федеральным законом, так и принятыми в соответствии с ним нормативными актами на оператора связи возлагается обязанность по реализации требований к средствам связи, к которым относится оборудование средств связи, размещаемое на узлах связи сети связи оператора связи и подключаемое оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом.

Установив, что оборудование, к установке которого сводилось требование прокурора, относится к оборудованию средств связи, размещаемому на узлах связи сети связи ответчика, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий ООО «Тера-сеть» по неразмещению оборудования на узле связи.

Доводы кассационной жалобы о том, что приобретение средств ОРМ входит в обязанности органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судебная коллегия считает подлежащими отклонению. Отсутствие финансирования со стороны органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия, за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, не освобождает оператора связи от выполнения возложенных на него законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами обязанностей.

В то же время судебная коллегия учитывает, что план мероприятий, о выполнении пункта 5 которого просил в исковом заявлении прокурор, не соответствует типовым Требованиям к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденным приказом Мининформсвязи РФ № 5, ФСБ РФ № 8 от 15.01.2008 г., которые, в отличие от утратившего силу 14.03.2008 г. приказа Минсвязи России от 25 июля 2000 г. N 130 "О порядке внедрения системы технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи и персонального радиовызова общего пользования", не предусматривают обязанности оператора связи по заключению контракта на закупку оборудования СОРМ, как это предусмотрено в п. 5 рассматриваемого плана мероприятий.

В связи с этим из резолютивной части решения суда подлежит исключению указание на признание незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению п. 5 плана мероприятий от 27.11.2008 г. и обязании выполнить этот пункт плана.

В то же время указанное не означает освобождение ответчика от обязанности выполнения условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями № , № , по реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Доводы кассационной жалобы судебная коллегия считает подлежащими отклонению как не соответствующие требованиям закона и установленным обстоятельствам дела.

На основании ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Усинского городского суда от 20 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Тера-сеть» без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения суда указание на признание незаконным бездействия ООО «Тера-сеть» по невыполнению п. 5 плана мероприятий от 27.11.2008 г. и обязании выполнить этот пункт плана, изложив ее в этой части в следующей редакции:

Признать незаконным бездействие ООО «Тера-сеть» по невыполнению условий осуществления лицензии №

Обязать ООО «Тера-сеть» в месячный срок со дня вступления данного решения в законную силу выполнить условия осуществления лицензий Министерства РФ по связи и информатизации РФ № , № , № по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий при предоставлении услуг передачи данных голосовой информации и телематических служб.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200