Судья Костенко Е.Л. Дело № 33-6833 2010 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Тепляковой Е.Л. Судей Головкова В.Л. и Ивановой Е.А. При секретаре Воронцовой Н.Н. Рассмотрела в судебном заседании 8 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Минэнерго РФ на решение Воркутинского городского суда от 28 июня 2010 года, по которому Иск Мельничука А.Н. удовлетворен. Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» обязано выделить Мельничуку А.Н. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке очередности исходя из продолжительности трудового стажа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Мельничук А.Н. обратился в суд с иском о постановке в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, как лица, уволенного в связи с ликвидацией предприятия по добыче угля –шахты «Юр-Шор». Мельничук в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители Министерства энергетики РФ, Государственного учреждения «Соцуголь» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суде не присутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представители ОАО «Воркутауголь», АМО ГО «Воркута» в судебном заседании не присутствовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Минэнерго России с решением суда в части возложения на них обязанности выделить Мельничуку жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией «Юр-Шор» просит отменить, ссылаясь на пропуск срока исковой давности, на то, что Министерство не осуществляет непосредственно социальные выплаты, не согласовывает списки на приобретение жилья, считает, что эти вопросы должна решать только местная администрация. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит. Судом установлено, что истец работал на шахте «Юр-Шор» производственного объединения «Воркутауголь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трудовой договор расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается копией трудовой книжки. Стаж работы истца в угольной отрасли на момент расторжения трудового договора в связи с ликвидацией предприятия, шахты «Юр-Шор», составляет ..., т.е. более 10 лет, указанный стаж в жалобе не оспаривается. Распоряжением Правительства РФ № 41-р от 09.01.1999г. было принято предложение Минтопэнерго России, Мингосимущества России, Минэкономики России и Правительства Республики Коми о ликвидации ГП «Шахта «Юр-Шор». Из выписки единого государственного реестра юридических лиц следует, что шахта «Юр-Шор» ликвидирована по решению арбитражного суда 02.04.2007 года. На общем собрании работников Шахты «Юр-Шор» 12.03.1999г. было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «Юр-Шор» в связи с ликвидацией шахты. Согласно п.1.1. Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «Юр-Шор» в связи с ее ликвидацией, устанавливаются следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты: - работающие пенсионеры, отработавшие в ОАО «Воркутауголь» 10 и более лет, - работники предпенсионного возраста, отработавшие в ОАО 10 и более лет, которым с даты принятия распоряжения правительства о ликвидации шахты остается не более 2-х лет до выхода на пенсию, - семьи работников шахты погибших в результате несчастного случая на производстве, - инвалиды труда и по профзаболеванию 1 и 2 групп независимо от стажа работы в ОАО, - инвалиды 1 и 2 групп от общего заболевания, независимо от стажа работы в ОАО, - семьи работников имеющих в составе семьи детей инвалидов с детства, - инвалиды труда 3 группы, работающие на шахте на момент принятия решения о ликвидации. В соответствии с п.2.3. Положения, номер очередности устанавливается каждому очереднику, согласно отработанному стажа на шахте по каждой группе очередников. Истец не был включен в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «Юр-Шор», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г.Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией списка. Вывод суда о праве истца на получение жилищной субсидии соответствует требованиям действующего законодательства. Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки. Аналогичные положения были внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Мельничука удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте. Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию. Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не состоятелен. Судом первой инстанции со ссылкой на ст. 208 ГК РФ сделан правильный вывод о том, что требования о включении Мельничука А.Н. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения направлены на защиту личных неимущественных прав. Требования об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии. К данным правоотношениям срок исковой давности не применим. Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда от 28 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Минэнерго РФ – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: