заработная плата МРОТ



Судья Тимофте В.К. Дело № 33-7009/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,

судей Машкиной И.М., Голикова А.А.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2010 года, по которому

в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО "Воркута", МДОУ "Детский сад №19 "Веселинка" об обязании ответчиков установить должностной оклад с учетом 1 тарифной ставки ... руб. в размере ... руб. с 01.01.2009 г. по настоящее время по основной замещаемой должности; с учетом 1 тарифной ставки ... руб. в размере ... руб. с 01.01.2009 г. по настоящее время по должности, замещаемой по совместительству на 0,5 ставки; о выполнении перерасчета заработной платы за период с января 2009 г. по день рассмотрения дела в суде из расчета должностного оклада в размере ... руб.; о взыскании с ответчиков недоплаты заработной платы за период с января 2009 г. по день рассмотрения дела в суде; судебных расходов в размере ... руб. отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Блинникова А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО "Воркута" об обязании установить должностной оклад с 01 января 2009 года по настоящее время по основной замещаемой должности в размере ... руб. и по замещаемой по совместительству должности в размере ... руб. исходя из установленного минимального размера оплаты труда и 1 тарифной ставки; о перерасчете и взыскании недоначисленной заработной платы за период с 01 января 2009 года по день рассмотрения дела, взыскании судебных расходов в размере ... руб.

В обоснование требований указала, что состоит в трудовых отношениях с Департаментом социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО "Воркута", которое производит расчет заработной платы без учета положений законодательства о минимальном размере оплаты труда, обязывающих работодателя установить оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда с учетом межразрядного коэффициента.

Определением судьи от 20.09.2010 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МДОУ «Детский сад№19 «Веселинка», в качестве третьего лица – администрация МО ГО «Воркута».

Стороны участия в судебном заседании не принимали.

Ответчик Департамент социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений администрации МО ГО "Воркута" в представленном отзыве на иск с заявленными требованиями не согласился, заявив о пропуске истцом срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ.

Представитель третьего лица в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Блинникова А.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что с 01.12.2008 по настоящее время Блинникова А.В. работает в МДОУ «Детский сад№19 «Веселинка» по основной должности ... и с 01.11.2009 работает по совместительству на 0,5 ставки в должности .... Согласно представленных документов должностной оклад Блинниковой А.В. по основной должности за спорный период составлял ... руб. Заработная плата истца состоит из должностного оклада по основному месту работы и за работу по совместительству, компенсационных и стимулирующих выплат, а также северной надбавки и районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при начислении и выплате заработной платы, и факта пропуска срока для обращения в суд.

Вывод суда основан на материалах дела и нормах законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Лицам, по уважительным причинам не реализовавшим свое право на обращение в суд в срок, установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с заявленными требованиями истцом не представлено.

Разрешая спор и оценив представленные сторонами доказательства по делу, суд правильно пришел к выводу, что срок для обращения в суд с заявленными требованиями за период с 01.01.2009 по 31.01.2010 пропущен, поскольку ежемесячно получая заработную плату, по мнению истца не в полном объеме, ей стало известно о нарушении своего права. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд истцом не представлено.

Исключительных обстоятельств, не зависящих от воли работника, препятствовавших подаче искового заявления, по делу не установлено.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы за три месяца, предшествующих дате подачи искового заявления, суд правомерно исходил из того, что работодателем не допущено нарушений прав истца при начислении и выплате ей заработной платы в спорный период.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, действующим трудовым законодательством предусмотрено, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в том числе районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует, о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного суда Российской Федерации, № 1160-О-О от 01.10.2009 года.

Согласно материалов дела, заработная плата Блинниковой А.В. за спорный период по основному месту работы с учётом всех компенсационных и стимулирующих выплат, включая северный и районный коэффициент превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, поэтому суд правильно отказал в удовлетворении иска.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального прав, поскольку по смыслу положений статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации, не может быть ниже минимального размера оплаты труда месячная заработная плата работника, а не должностной оклад, так как действующее законодательство требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда не содержит. Иное толкование заявителем положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.

Решение суда является законным и обоснованным, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Блинниковой А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200