Судья: Аулова Т.С. Дело № 33-7411/10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего: Белова Н.Е., Судей: Глушкова М.В. и Пристром И.Г., При секретаре Коданевой И.Н., рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2010 года, по которому: Признано право Сарычевой В.Я. на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией Государственного предприятия «...». Возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию МО ГО «Воркута» выделить Сарычевой В.Я. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера. Возложена обязанность на Администрацию МО ГО «Воркута» предоставить Сарычевой В.Я. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности. Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : Сарычева В.Я. обратилась в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности включить ее в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «...», возложении обязанности выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В иске истец указала, что с 03.06.1985 г. по 22.06.1996 г. работала ... на шахте «...» ПО «...», с 23.04.1997 г. по 05.02.2010 г. работала в МУП «...» на участке по обслуживанию зданий и сооружений. После ликвидации шахты «...» она должна была быть поставлена в очередь для получения жилья за пределами Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия, в настоящее время стоит в общей очереди в администрации МО ГО «Воркута». Считает, что не включение ее в списки очередности в связи с ликвидацией шахты «...» нарушает ее неимущественные права, установленные федеральным законом, поскольку ее трудовой стаж в угольной промышленности и общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера на момент ликвидации шахты составил более 11 лет. Жилья в других регионах РФ не имеет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ за № 840 от 24.12.2004 г. она имеет все правовые основания для включения в список очередности для получения жилья в других регионах РФ. Ответчики с иском не согласились. В судебном заседании стороны участия не принимали. Суд постановил приведенное выше решение. В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации с решением суда не согласно, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает. Судом установлено, что истица уволена 22 июня 1996 года с шахты «...» ПО «...» в связи с ликвидацией предприятия. Её стаж работы в угольной отрасли составляет свыше десяти лет. Истица постоянно проживает в г.Воркуте. На основании Постановления Правительства РФ №385 от 03.04.1996г. было принято предложение Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства экономики Российской Федерации и Правительства Республики Коми о ликвидации государственных предприятий «Шахта «...» и «Шахта «...» производственного объединения «...». Государственное предприятие шахта «...» была ликвидирована на основании постановления Правительства РФ от 03.04.1996г. №385, приказа Минтопэнерго РФ № от 19.04.1996г., приказа Российской угольной компании «Росуголь» № от 30.04.1996г. Исключена из Единого государственного реестра юридических лиц 28 июня 2005 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Воркуте. На общем собрании работников Шахты «...» 12.05.1996г. было принято Положение о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами г.Воркуты для работников шахты «...» в связи с ликвидацией шахты. Согласно п.1.1. Положения, в целях обеспечения социальной защиты работников шахты «...» в связи с её ликвидацией, устанавливаются следующие категории трудящихся, имеющих право на получение жилья за пределами г.Воркуты: работающие пенсионеры, отработавшие в ОАО «...» 10 и более лет, работники предпенсионного возраста, отработавшие в ОАО 10 и более лет, которыми с даты принятия Правительственного решения о ликвидации шахты остается не более 2-х лет до выхода на пенсию, семьи работников шахты погибших в результате несчастного случая на производстве, инвалиды труда 1 и 2 группы от общего заболевания, независимо от стажа работы в объединении, семьи работников, независимо от стажа работы в ОВУ, имеющих в составе семьи детей инвалидов с детства, работники инвалиды 3 группы, потерявших трудоспособность в результате увечья или профессионального заболевания, полученного на шахте и продолжающих работать на шахте «...» на момент принятия решения о ее ликвидации. В соответствии с п.2.3. Положения, номер очередности устанавливается каждому очереднику по последней дате приема на шахту по каждой группе очередников. В льготном списке учитывается характер увечья и дату наступления льготы. Истица не была включена в список высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г.Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Материалами дела установлено, что истица была уволена с ПО «...» шахты «...» 22 июня 1996 года в связи с ликвидацией предприятия и ее трудовой стаж в угольной промышленности составлял более 10 лет. Удовлетворяя требования истца, суд исходил из положений Федерального закона №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…», которым статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ». Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, а постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Предусматривающие содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Данные постановления распространяются на всех работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности в т.ч. и на истца, т.к. не содержат требований о необходимости наличия стажа работы на Крайнем Севере не менее 15 лет. Не содержат эти нормативные акты ссылок на то, что указанный порядок распространяется лишь на работников тех организаций, на которых ранее не составлялись списки очередности на получение субсидии, при этом они предусматривают возможность ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Поэтому наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой шахты «...», не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям. Поскольку, указанными нормативными актами для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее, чем 10 лет, без указания на необходимость стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, суд обоснованно признал право истца на получение жилищной субсидии. Довод кассационной жалобы на незаконность решения суда в части возложения обязанности по выделению жилищной субсидии на Министерство энергетики Российской Федерации не может быть принят во внимание, поскольку, в связи с изданием Приказа Минэнерго РФ от 30.09.2008 г. № 99 утвержден новый Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, согласно которому Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство энергетики Российской Федерации. Распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики Российской Федерации в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Пункт 4 Порядка предусматривает, что средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством Российской Федерации выделяются на основании подготавливаемых Государственным учреждением по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией угольной промышленности (ГУ «Соцуголь»), заключений, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации, а также требований исполнительных листов судебных органов. Довод ответчика в кассационной жалобе, что истицей пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда, поскольку на требования неимущественного характера о включении в очередь на получение жилищной субсидии срок исковой давности не распространяется. С учетом изложенного оснований для отмены правильного решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение суда законно и обоснованно. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: