предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с ликвидацией шахты



Судья Аулова Т.С. дело № 33-7410/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,

судей Глушкова М.В. и Пристром И.Г.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики РФ на решение Воркутинского городского суда от 17 августа 2010 года, по которому:

признано право Панченко Е.Ф. на получение жилищной субсидии для получения жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Шахты «... »;

возложена обязанность на Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» включить Панченко Е.Ф. в списки на получение жилищной субсидии для получения жилья за пределами города Воркуты в связи с ликвидацией Шахты «...»;

возложена обязанность на Администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Панченко Е.Ф. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

истец обратился в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с ликвидацией шахты «... ». В иске истец указал, что с 06.09.1980г. по 15.08.1986г. работал ... на шахте «...» ПО «...», с 29.09.1986г. по 29.12.1995г. ... на ш. «...» ПО «...», с 3.10.1995г. по настоящее время работает ... на ш. «...» ОАО «...». 29.12.1995г. был уволен в связи с ликвидацией шахты «...».

Истец считает, что должен был быть поставлен в очередь на шахте для получения жилья за пределами Республики Коми в связи с ликвидацией предприятия. Считает, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты «...», нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законом.

В отзыве на иск ОАО «...» указало, что переселение высвобожденных работников, в том числе шахты «...», ведется в соответствии с Постановлениями Правительства №840 от 24.12.2004 года «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования» и №428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» а так же Приказа Минэнерго РФ от 30.09.2008г. № 99. В данных постановлениях обязательств по формированию списков очередности, распределению и предоставлению жилищных субсидий для приобретения жилья за пределами г.Воркуты для работников ликвидированных шахт на ОАО «...» не возложено. Основным участником процесса предоставления жилищной субсидии для приобретения жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера организациях угольной промышленности является - Министерство энергетики Российской Федерации, которое предоставляет межбюджетные трансферты органам местного самоуправления шахтерских городов.

Администрация МО ГО «Воркута» представила отзыв на иск, указав, что в общереспубликанском списке очередников на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами города Воркуты Панченко Е.Ф. состоит согласно дате подачи первоначального заявления от 14.04.2001г. По данным Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики коми на 1.01.2010г. номер его очереди в списке «пенсионеры» - .... Орган местного самоуправления не уполномочен самостоятельно включать истца в категорию граждан переселяемых ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами. В адрес администрации на согласование не поступали списки, в которые бы был включен истец.

Стороны в судебное заседание не явились. Извещены. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации просит отменить решение суда, по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из выписки единого государственного реестра юридических лиц следует, что шахта «...» ликвидирована по решению арбитражного суда от 02.04.2007 г.

Из материалов дела следует, что Панченко Е.Ф. работал на шахте «...» Объединения «...» с 30.09.1980г. по 15.08.1986г., на шахте «...» производственного объединения «...» с 29.09.1986 г. по 29.12.1995 г. Трудовой договор с истцом расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия, что подтверждается копией трудовой книжки.

После увольнения с шахты «... » ПО «...» истец с 03.10.1996 г. принят на шахту «... » ОАО «...», где продолжает работать по настоящее время.

Панченко Е.Ф. проживает и зарегистрирован в жилом помещении квартиры ... дома ... по ул. ... г. ... с 20.09.1995 г., что подтверждается копией поквартирной карточки.

На момент увольнения по ликвидации шахты стаж его работы на предприятиях угольной промышленности г.Воркуты, т.е. в районах Крайнего Севера, согласно копии трудовой книжки, составил с 10.09.1980г. по 15.08.1986г. на ш. «...» Объединения «...» и с 29.09.1986г. по 29.12.1995 г. на шахте "..." ПО "..." 15 лет 2 месяца 5 дней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 г. N716 "О мерах по стабилизации социально-экономического положения в Печорском угольном бассейне" на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации, Российскую угольную компанию "Росуголь", Совет Министров Республики Коми с участием других министерств и ведомств, отраслевые профсоюзы возложена обязанность разработать до 1 января 1995 года и представить на рассмотрение Межведомственной комиссии по социально-экономическим проблемам угледобывающих регионов Программу реструктуризации предприятий угольной промышленности Печорского угольного бассейна, предусматривающую в т.ч. трудоустройство высвобождаемых работников и постепенное переселение нетрудоспособных жителей городов Воркуты и Инты в другие регионы Российской Федерации; выделение предприятиям угольной промышленности Республики Коми в 1994 - 1995 годах финансовых средств для переселения высвобождающихся работников и членов их семей.

Переселение граждан до издания Приказа Минэнерго РФ от 14.01.2002 г. N 4 производилось согласно Положения "О содействии переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по направлению "Содействие переселению гражданам из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам", утвержденного Приказом Министерства топлива и энергетики РФ №424 от 09.12.1999 г.

Согласно п.15 указанного положения администрация и профсоюзные органы организаций угольной промышленности уточняли общие списки очередников на переселение и представляли их в установленном порядке в орган самоуправления.

Численность и списочный состав переселяемых граждан определялись ежегодно администрациями и профсоюзными органами организаций угольной промышленности в соответствии с предусмотренными объемами финансирования на эти цели и направлялись для рассмотрения в Наблюдательный совет.

По результатам рассмотрения в Наблюдательном совете списков переселяемых граждан оформлялся соответствующий протокол, который вместе со списками представлялся на утверждение в орган местного самоуправления. Утвержденные органом местного самоуправления списки граждан на переселение представлялись им на согласование в Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.

Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005 г. "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов..." статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, стажа работы в районах Крайнего Севера и организациях угольной промышленности 15 лет в соответствии с данными изменениями не требуется.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N43 и N44 были внесены соответствующие изменения в части требований к стажу работников, которым оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в утвержденный Постановлением Правительства N840 от 24 декабря 2004 года Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и в Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. N428.

Суд, установив вышеизложенное, обоснованно признал за истцом право на получение жилищной субсидии, за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, в связи с внесением изменений в постановление Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года, которым расширен круг работников ликвидированных предприятий, уволенных до 1.01.2005 г., имеющих право на получение субсидии на переселение из районов Крайнего Севера, правомерно удовлетворив заявленные требования.

Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства регулирующих спорные правоотношения, значимые обстоятельства по делу судом определены верно, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка, с учётом требований гражданского процессуального законодательства, решение суда подробно мотивировано, в т.ч. и по доводам кассационной жалобы, не опровергающей и не ставившей под сомнение правильность сделанного судом вывода.

Довод кассационной жалобы ответчика, что истец до 2010 года не обращался с заявлением в администрацию МО ГО «Воркута» по вопросу включения его в списки на переселение, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда.

Довод ответчика в кассационной жалобе, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, судебная коллегия признает несостоятельным как основание к отмене решения суда, поскольку на требования неимущественного характера о включении в очередь на получение жилищной субсидии срок исковой давности не распространяется.

Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, а постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428, утверждены Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Предусматривающие содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике. Данные постановления распространяются на всех работников, высвобожденных до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности в т.ч. и на истца, т.к. не содержат требований о необходимости наличия стажа работы на Крайнем Севере не менее 15 лет. Не содержат эти нормативные акты ссылок на то, что указанный порядок распространяется лишь на работников тех организаций, на которых ранее не составлялись списки очередности на получение субсидии, при этом они предусматривают возможность ежегодного уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Поэтому наличие ранее утвержденного списка высвобожденных работников ликвидируемой ГУ «Шахта «...», не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям.

Не может быть признан обоснованным и довод кассационной жалобы об отсутствие обязанности Министерства энергетики России выделять денежные средства МОГО «Воркута» для предоставления истцу жилищной субсидии. Поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», с учётом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724, Министерство энергетики России является главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета), а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления. В соответствии с Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, главным распорядителем средств федерального бюджета утверждается распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании заключений, утвержденных Министерством энергетики России, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Таким образом, для того, чтобы МОГО «Город Воркута» выделило субсидию истцу, за счёт средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики России о выделение этому органу местного самоуправления денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

С учётом изложенного, оснований для отмены решения суда, по доводам кассационной жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда от 17 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации,- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200