предоставление жилищной субсидии



Судья Н.Л. Предеина Дело № 33-7414/2010 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Машкиной И.М., Ус Е.А.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июля 2010 года, по которому иск Демчук Т.В. удовлетворен. Демчук Т.В. включена в списки лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в связи с ликвидацией Государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой» в соответствии с продолжительностью стажа работы в угольной отрасли. Министерство энергетики Российской Федерации обязано через Администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить Демчук Т.В. жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке установленной очередности. Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана предоставить Демчук Т.В. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в порядке установленной очередности.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Демчук Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству энергетики РФ, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании за ней права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ГУП «Печоршахтострой», возложении обязанности выделить жилищную субсидию на приобретение жилья. В обоснование требований истец указала, что она работала в ГУП «Печоршахтострой» с 17 сентября 1990 года по 22 декабря 2000 года, уволена в связи с ликвидацией предприятия. Ее стаж в угольной отрасли составляет более 10 лет; жилья в других регионах не имеет.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Ответчики, третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, представили письменные отзывы на иск.

Суд рассмотрел дело в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчиков, третьего лица и постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики Российской Федерации не согласно с решением суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением требований закона, указывая, что предприятие на котором работал истец не относится к организациям по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), а также указывает, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет непосредственно социальные выплаты.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из обстоятельств дела, истец работала с 17 сентября 1990 года по 22 декабря 2000 года на ГУП «Печоршахтострой». Уволена по ст.33 п.1 КЗоТ РФ, в связи с ликвидацией предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1999 года № 1612-р принято решение о ликвидации государственного унитарного предприятия «Печоршахтострой», для чего создана ликвидационная комиссия.

Государственное унитарное предприятие «Печоршахтострой» ликвидировано 24 апреля 2006 года, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ.

В соответствии с Уставом ГУП «Печоршахтострой» предметом его деятельности явля­лось, в том числе, строительство и реконструкция шахт, других угольных предприятий Печор­ского угольного бассейна.

Материалами дела подтверждено, что истец состоит в списках очередников на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами города Воркуты по категории «пенсионеры» с 2 июня 1997 года. Ранее социальную выплату не получал.

Часть 2 ст.23 Федерального закона РФ № 81-ФЗ от 20.06.1996г. «О государственном регулировании в области добычи и использования угля об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», предусматривала, что работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности не позднее 1 января1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 кален­дарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 декабря 1997 года № 1523, действовавшим до 1 января 2005 года, и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17 ноября 1998 года № 53н, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам входит в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, по статье «Государственная поддержка угольной отрасли». Средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного управления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально – экономическим проблемам угледобывающих регионов.

В соответствии с п. 10.5 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 185, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам является одним из направлений реализации программ местного развития. Предоставление финансовой помощи (безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна.

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности.

Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Установив, что истец, не имеющий жилья за пределами г. Воркуты, ранее не получавший жилищной субсидии, имевший на момент увольнения из ГУП «Печоршахтострой» стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет и уволенный до 1 января 2005 года в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на получение средств государственной поддержки в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, суд обоснованно удовлетворил заявленный иск.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Ссылки заявителя жалобы на неправомерность удовлетворения иска в связи с тем, что ГУП «Печоршахтострой» не является организацией по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и, соответственно, его бывшие работники не имеют право на получение соответствующих жилищных субсидий, является несостоятельной. Данные доводы противоречат ст.3 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" от 20.06.1996 N 81-ФЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется в том числе и на организации шахтного строительства.

Доводы жалобы о том, что Министерство энергетики РФ не осуществляет непосредственно предоставление социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда. Суд обоснованно обязал данное Министерство как главного распорядителя средств государственной поддержки опосредствованно через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» предоставить истцу средства государственной поддержки. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200