Судья Жуковская С.В. Дело №33-7291/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В составе председательствующего Сусловой Н.А., судей Машкиной И.М., Ус Е.А., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев в судебном заседании 18 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Евдокимовой Н.И. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 августа 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований Евдокимовой Н.И. к Открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания» в лице Воркутинского филиала, Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети Воркуты», Открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 9» о перерасчете платежей за отопление, возмещении убытков, судебных расходов – отказано. Заслушав доклад судьи Ус Е.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Евдокимова Н.И. обратилась в суд с иском к ОАО «Коми энергосбытовая компания» в лице Воркутинского филиала о перерасчете платежей за отопление, возмещении убытков, в котором просила: признать незаконным начисление ОАО «Коми энергосбытовая компания» платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу ... 20 в период с февраля 2007 г. по декабрь 2009 г. включительно в той мере, в какой это начисление основано на применении норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. м. в год, введенного в действие без учета степени благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, а также предельных индексов изменения платы; признать право на перерасчет начислений за отопление жилого помещения за период с февраля 2007 г. по декабрь 2009 г. с применением норматива потребления тепловой энергии для населения в размере 0,03 Гкал за 1 кв. м. общей площади в месяц; взыскать с ОАО «Коми энергосбытовая компания» необоснованно полученные платежи за отопление с февраля 2007 г. по декабрь 2009 г. в размере ... руб., компенсацию за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб., индексацию сумм переплаты за отопление в размере ... руб., судебные расходы в сумме ... руб. В обоснование иска истица указала, что является собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу. Считает, что суммы, выставленные ей к оплате за отопление в спорный период, были завышены. По мнению истицы, норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв.м. в год, установленный с 01.02.2006 г. для населения г. Воркуты решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 г. № 275, не соответствовал действовавшему на тот период федеральному законодательству, предусматривающему дифференцированный подход к установлению нормативов потребления коммунальных услуг с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирных домов. Необоснованное установление нормативов потребления тепловой энергии также привело к превышению предельного индекса максимально возможного изменения установленных тарифов на отопление, определенного постановлением Правительства РК от 15.02.2006 г. № 25. В дальнейшем истица изменила основание иска, указывая, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 предусмотрена корректировка, которая выполняется на основании фактического расчета платы между управляющей компанией и теплоснабжающей организацией за предшествующий год, который учитывает фактическую среднемесячную температуру наружного воздуха в отопительный период и тепловую нагрузку всего здания. Ответчиками перерасчет размера платы за отопление в результате ее корректировки за спорный период не производился. Кроме того, величина норматива расхода тепловой энергии на отопление жилых зданий ответчиками рассчитана из средней температуры 9,1 градуса по шкале Цельсия, при том, что средняя температура наружного воздуха за отопительный период на территории г. Воркута составила за последние 5 лет (с2004-2009 гг.) 6,2 градуса по шкале Цельсия. По ходатайству истицы определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» и ООО «Тепловые сети Воркуты». Ответчик ОАО «КЭСК» в отзыве на иск просил отказать в удовлетворении исковых требований. Соответчик ООО «Тепловые сети Воркуты» в отзыве на иск и на заявление об изменении оснований иска указал, что осуществляет свою деятельность с 01.01.2009 г. и не имеет договорных отношений с потребителями таких коммунальных услуг, как теплоснабжение и горячее водоснабжение, поэтому надлежащим ответчиком не может являться. В дополнительном отзыве на иск соответчик ОАО «ТГК-9» указал, что исковые требования по обязанию проведения корректировки в силу действующего законодательства РФ предъявлены к ненадлежащему субъекту. В Правилах предоставления коммунальных услуг разграничен субъектный состав участников в отношениях, связанных со сферой коммунального комплекса. Так в силу п. 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а ОАО «ТГК-9» является ресурсоснабжающей организацией. В силу законодательно возложенных на исполнителей обязанностей по предоставлению коммунальных услуг гражданам, управляющие организации, товарищества собственников жилья заключают договоры на приобретение соответствующих коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями. Истица, извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия. Представители ответчиков своих представителей для участия в судебном заседании не направили, извещены надлежащим образом. Согласно ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон. Суд вынес указанное выше решение. В кассационной жалобе истец не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на несоответствие размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам; полагает, что судом необоснованно положены в основу корректировки сведения о размере платы за потребленную тепловую энергию, представленные ООО «Тепловые сети Воркуты», поскольку данный ответчик не является ресурсоснабжающей организацией. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из материалов дела следует, что Евдокимова Н.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... Как следует из представленных квитанций, в спорный период, с февраля 2007 г. по декабрь 2009 г., истец производила оплату коммунальных услуг по счетам, выставляемым ответчиком ОАО «Коми энергосбытовая компания». При определении стоимости отпущенной тепловой энергии ОАО «Коми энергосбытовая компания» руководствовалось действовавшим на тот момент нормативом, утвержденным решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 года № 275, согласно которому для населения муниципального образования «Город Воркута» с 01 февраля 2006 года был утвержден и введен в действие норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год. Отказывая в удовлетворении требований, суд правильно применил нормы материального права. В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. На основании ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом. Решением Совета МО «Город Воркута» от 25.01.2006 № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения» утвержден и введен в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования «Город Воркута» норматив расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метр в год. Также определено, что указанный норматив применяется: при начислении платы населению за отопление (пункт 2.1); при исчислении льгот и субсидий на оплату отопления (пункт 2.2). Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 18 февраля 2010 года отменено решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 октября 2009 года, которым пункт первый приведенного решения муниципального органа в части введения в действие с 01.02.2006 года для населения муниципального образования «Город Воркута» норматива расхода тепловой энергии на отопление для жилых зданий в размере 0,36 Гкал на 1 кв. метров в год признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействующим решения Совета МО ГО «Воркута» от 25.01.2006 № 275 «Об утверждении норматива тепловой энергии на отопление для населения». В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 и действующим на дату принятия решения муниципального органа порядком, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать тарифы, в том числе и на услуги по теплоснабжению, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на их предоставление с учетом методических рекомендаций, предусматривающих включение отопления в минимальный набор услуг исходя из отраслевых норм расхода энергии, необходимой для отопления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию. Проанализировав приведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку расчет оплаты услуг по отоплению ответчиком произведен с учетом подлежащего применению в спорный период норматива расхода тепловой энергии на отопление, определенного муниципальным органом с учетом требований действующего на момент его установления порядка утверждения норматива потребления коммунальных услуг и не противоречащего действующему порядку определения норматива потребления, предусмотренного Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306. Доводы жалобы о несоответствии размера оплаты за отопление предельным максимальным индексам не могут быть признаны обоснованными. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» предельным минимальным и (или) максимальным индексам должны соответствовать размер платы граждан за жилое помещение и размер платы за коммунальные услуги в целом, соответствие предельным индексам отдельных услуг, подлежащих включению в состав коммунальных, законом не предусмотрено. Предельные индексы изменения размера платы граждан, в том числе и за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Доводы заявителя о том, что ООО «Тепловые сети Воркуты» не является ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем, не вправе представлять корректировку сведений о размере платы за потребленную тепловую энергию, несостоятельны, поскольку не влияют на правильный вывод суда. Кроме того, данная корректировка составлена в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 № 105, с подробным расчетом размера платы согласно формулам. Ссылок на факты, опровергающие выводы суда и свидетельствующие о необходимости применения при расчете корректировки платы за отопление иных исходных данных, в жалобе не приведено. Представленный истцом расчет нормативной стоимости потребления тепловой энергии не может быть принят во внимание, поскольку произведен с нарушением установленного порядка, предусмотренного вышеуказанной Методикой. Отклонение судом первой инстанции ходатайства истца об истребовании дополнительных доказательств не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, так как данное ходатайство разрешено судом в соответствии с требованиями ст. 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу ч. 3 ст. 67 ГПК Российской Федерации достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст. 361ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Евдокимовой Н.И. – без удовлетворения. Председательствующий - Судьи -