Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-7117/2010 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Тепляковой Е.Л., судей Головкова В.Л., Ивановой Е.А., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев в судебном заседании 15 ноября 2010 года дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2010 года, которым Агентство Республики Коми по социальному развитию обязано включить Доронину К.Е. в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17-19 и 21 Федерального Закона «О ветеранах» и признано за Дорониной К.Е. право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Заслушав доклад судьи Головкова В.Л., объяснение прокурора Ковригиной О.Н., истца Дорониной К.Е., третьего лица Смирновой Н.Ю., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Эжвинского района г.Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Дорониной К.Е. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о включении ее в Республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19 и 21 Закона РФ «О ветеранах» и признании за Дорониной К.Е. права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. В судебном заседании Доронина К.Е. на заявленных требованиях настаивала. Ответчик с иском не согласился. Третьи лица - Администрация Эжвинского района г.Сыктывкара, Доронин В.И., Смирнова Н.Ю. требования истца поддержали. Суд принял вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию указывает, что не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона. Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В том числе п. 4 указанной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14,15,17-19,21 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» нуждающиеся в улучшении жилищных условий Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть обеспечены жильем. В силу ст. 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан относящихся к категориям, установленным ст. 14,15,17-19,21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» предусмотрено, что уполномоченным органом по предоставлению указанных мер является Агентство Республики Коми по социальному развитию. Согласно пункту 3 указанного Постановления Агентство Республики Коми по социальному развитию на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий вышеназванных лиц по Закону «О ветеранах». В ходе производства по делу установлено, что Доронина К.Е. имеет право на льготы, установленные для членов семей умерших участников Великой Отечественной войны. Ранее Доронина К.Е. вместе с супругом ФИО7 проживала по адресу: .... После смерти супруга, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, она переехала жить в ... к сыну ФИО5 и проживала по адресу: .... В 2005 году ФИО5 продал вышеуказанное жилое помещение и 15.03.2005 г. приобрел квартиру по адресу: .... Доронина К.Е. после продажи квартиры по адресу: ..., в период с 14.05.2006 по 15.12.2009 была зарегистрирована в .... Однако, как установлено судом, фактически истица проживала и до настоящего времени проживает в ..., в которой с 23.12.2009 г. состоит на регистрационном учете. Данное жилое помещение на праве собственности по ... доле принадлежит ФИО6 и ФИО8. ... квартиры составляет 30,4 кв.м., а жилая 17,3 кв.м. 20.04.2010 Доронина К.Е. была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. 17.05.2010 Доронина К.Е. обратилась в Агентство Республики Коми по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья. Приказом руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию от 02.07.2010 № 1479 Дорониной К.Е. отказано в предоставлении денежной выплаты, она исключена из Республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан, предусмотренных ст. 14,15,17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах». Не оспаривая принадлежность истицы к категории лиц, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде обеспечения жильем, ответчик в ходе производства по делу ссылался на то, что Доронина К.Е. утратила данное право, намеренно ухудшив свои жилищные условия. Те же доводы приводятся им и в кассационной жалобе и признаются коллегией необоснованными. В данном случае, удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт намеренного ухудшения истицей своих жилищных условий с целью получения единовременной выплаты не нашел своего подтверждения и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств, из которых следует, что Доронина К.Е., несмотря на наличие регистрации в ..., фактически проживала в .... Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено. Сам по себе факт регистрации ее в ... и получения по данному адресу мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как правильно указал суд, не являются безусловным свидетельством ее проживании в данном жилом помещении. Установив, что площадь ..., приходящаяся на каждого члена семьи, менее учетной нормы, установленной Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11 2005 № 20/11-282, суд пришел к верному выводу о том, что истица в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем правомерно обязал Агентство Республики Коми по социальному развитию включить ее в Республиканский список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы своего подтверждения в ходе кассационного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объеме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, и с учетом изложенного коллегия считает, что обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: